Елена Масюк, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, рассказала о расколе, произошедшем в организации после прошедшего в воскресенье всероссийской акции протеста. Журналист призвала своих коллег по совету создать рабочую группу СПЧ по сбору информации, анализу и подготовки публичного доклада по протестам. Её поддержали несколько коллег, однако руководство Совета молчало.
Масюк заявила, что она направляла членам СПЧ свидетельства задержанных на акциях граждан, пострадавших, сообщения о том, что ОМОНовцы били людей по голове, животу и ногам дубинками. Однако председатель Совета Михаил Федотов выступил против создания рабочей группы и отправился не в ОВД к задержанным, а к единственному пострадавшему на акции полицейскому.
"Ну а полицейский этот оказался не простой, а с историей. Именно этот командир отделения 2-го полицейского оперполка Евгений Гаврилов был пострадавшим в деле «болотника» Ивана Непомнящего (инженера-проектировщика НПО «Родина» из Сергиева Посада). И самое главное, Гаврилов вспомнил, что пострадал он от Непомнящего спустя два с половиной года после событий на Болотной, просмотрев видео в кабинете следователя. Суд дал Непомнящему 2,5 года колонии общего режима. Иван Непомнящий до сих пор отбывает срок в колонии за то, что якобы в течение 7 секунд рукой и зонтиком причинял неимоверные страдания полицейскому Гаврилову. Полицейский Гаврилов пожаловался председателю СПЧ Михаилу Федотову на стесненные жилищные условия. Федотов пообещал похлопотать за новую квартирку для полицейского от имени СПЧ", - рассказала Масюк.
Кроме этого член Совета отметила, что она и часть её коллег считают, что во многих случаях, в том числе в Москве, отказы в проведении митингов были немотивированными. Получившая распространение практика немотивированных отказов свидетельствует о политической пристрастности и нежелании предоставлять равные политические возможности оппонентам. В частности, Масюк отметила, что в последние годы на Тверской в Москве беспрепятственно проводили шествия и митинги "Единая Россия", Федерация независимых профсоюзов и другие организации.
"Практика политически пристрастных отказов гражданам в реализации одного из их важнейших прав чревата серьезными последствиями. Чиновники, злоупотребляющие своими полномочиями при согласовании публичных акций, должны нести ответственность за эту недальновидную политику, фактически, сталкивающую граждан, пользующихся своим конституционными правом, и сотрудников полиции, исполняющих приказ", - говорится в заявлении Масюк. "Если же орган публичной власти не предлагает альтернативные варианты места проведения публичной акции, то он нарушает закон — именно этот орган, а не граждане, вышедшие на несогласованный митинг", - подчеркнули в СПЧ.
"Судя по многочисленным свидетельствам очевидцев и видеозаписям, в подавляющем большинстве случаев задержанными оказывались люди, которые не вели себя агрессивно, и не совершали каких-либо действий, угрожавших общественному порядку. Чаще всего единственным поводом для задержания было попадание в поле зрения сотрудников полиции — на всем протяжении Тверской улицы, и в частности, на Пушкинской площади. В ряде случаев задержанные были избиты. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке и других городах количество задержанных превысило тысячу человек. Такого еще не было в последние десятилетия. В то же время, должны быть тщательно расследованы обстоятельства нападения на сотрудника полиции, получившего травмы, в результате которых он потерял сознание", - заключает правозащитник.
В совете отметили, что российское общество стоит на пороге тяжёлого гражданского конфликта, и местным и федеральным властям не стоит успокаиваться данными социологических опросов. Подписавшие обращение 26 членов Совета призвали участников акций и руководство страны к политическому диалогу: "Необходимо также, чтобы выборы были выборами, а не дорогостоящей игрой с фальсификациями и заранее известным результатом. Если же власть выберет силовой вариант ответа на протест, это будет означать, что граждане России, фактически, лишатся важнейших политических прав, при том, что их социально-экономические права также не выглядят защищенными. Это значит, что Россия в полном смысле этого слова станет полицейским государством. Но у такого государства нет перспективы — как показал опыт десятков стран, в том числе и наш собственный опыт".
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.