Фото: vk.com/spb_today/Global Look Press
Исполнителя взрыва в Санкт-Петербурге засняли видеокамеры внутри магазина: это, как пишет «Фонтанка», крепко сложенный брюнет «неславянской внешности». СК осторожно квалифицировал дело по статье о покушении на убийство, но работу правоохранителей координирует Национальный антитеррористический комитет и сам президент уже назвал так называемый «хлопок» терактом.
По данным «Фонтанки», подозреваемый приехал к «Перекрестку» на площадь Калинина на маршрутке, которая двигалась со стороны метро «Черная речка». «Крепко сложенный брюнет неславянской внешности в зеленой куртке с капюшоном» нес на одном плече «ощутимый по весу бежевый рюкзак». Войдя в «Перекресток» на Кондратьевском проспекте, этот человек подошел к камере хранения, оставил рюкзак, вошел в торговый зал, где полторы минуты «изображал интерес к товарам». Затем вышел без рюкзака, «пересек площадь Калинина и затерялся в толпе».
Через 30 минут, в 18.45, раздался взрыв. Очевидцы заметили бледно-голубую вспышку сразу после глухого хлопка. Курирующая здравоохранение вице-губернатор города Анна Митянина сообщила, что в больницах остаются девять пострадавших при взрыве. Шесть человек находятся в состоянии средней степени тяжести, ещё трое - в легкой. По данным «Фонтанки», среди раненых - беременная девушка на сроке 16 недель.
Мощность взрыва, по данным СКР, составила 200 граммов в тротиловом эквиваленте, устройство начинили поражающими элементами-металлическими шариками. Похожая по мощности бомба, пишет «Фонтанка», сдетонировала в вагоне петербургского метро 3 апреля 2017 года, когда погибли шестнадцать человек и более сотни получили ранения.
Одну из пострадавших, которая находилась у кассы напротив ячейки с устройством, взрывной волной отбросило на несколько метров. «Я не падала, а летела спиной вперед», – рассказала она.
После взрыва отключилось электричество. Но посетители, не паникуя, выбрались из магазина, ориентируясь на «голоса на улице и холодный ветер, который врывался в торговый зал», так как взрывом выбило входные стеклянные двери. Пострадавшие отметили, как пишет газета, отзывчивость очевидцев:
«Оперативные службы получили сигнал сразу, многие предлагали помощь. Из соседнего дома прибежала женщина, представилась врачом и отдала себя раненым в полное распоряжение».
Однако, никто из представителей городских властей не приехал на Кондратьевский. Только лишь вице-губернатор Александр Говорунов по телефону сказал «Фонтанке», что «помощь будет оказана».
За двенадцать дней до взрыва в «Перекрестке» на Кондратьевском, 15 декабря, ФСБ отчиталась, как пишет издание, что Петербург «спасен от серии терактов», и что в городе ликвидирована законспирированная ячейка ИГИЛ (запрещен в РФ).
Тогда сообщили о задержании 18-летнего петербуржца Евгения Ефимова, который якобы вступил в террористическую ячейку, изготовил самодельную бомбу, питался халяльной пищей, отпустил бороду и принял мусульманское имя Абдурахман.
Согласно заявлениям Владимира Путина и Дональда Трампа, информацию о террористической ячейке предоставило России ЦРУ. Однако, как еще 18 декабря сообщил «Сути событий» адвокат Ефимова Александр Почуев, не ЦРУ, а именно родители Ефимова давно уже сообщили ФСБ об участии подростка в радикальной группировке исламистов.
«Это не был анонимный звонок, женщина оставляла свои личные данные и данные Евгения. Через пару дней группы были заблокированы», – уточнил Почуев «Фонтанке». Следственный комитет также допрашивал Ефимова во время Курбан-байрама. Полиция провела с ним «профилактическую беседу».
Кто на самом деле сообщил контрразведчикам информацию о спящей террористической ячейке, мы вряд ли узнаем наверняка. Впрочем, если двум президентам ядерных держав хочется создать видимость налаживания отношений между ними, не стоит мешать и вставлять им палки в колеса. Хотя ЦРУ никак не комментировало заявления Путина и Трампа.
В данном случае важен сам факт признания существования спящих ячеек исламистов на территории России, равно как и то, что они проснулись в аккурат к резонансным заявлениям российских начальников о разгроме джихадистов и выводе российского военного контингента из Сирии.
Причинно-следственная связь здесь, как говорится, железная. Действительно, на данный момент подразделения боевиков вытеснены из сирийских населенных пунктов. Разгром джихадистов на дальних подступах состоялся, пусть и не в полной мере. Но идеология революционного джихада, равно как и социальные предпосылки, вызвавшие ее к жизни, не исчезли, и оставшиеся в живых боевики вернулись, как говорится, к «родным пенатам» и активизировали местную агентурную сеть.
Если нельзя уничтожить идеологию, то можно, казалось бы, попытаться ограничить прибытие на территорию РФ ее потенциальных носителей из стран Средней и Центральной Азии. Или хотя бы взять под контроль формирование миграционных потоков.
Я уже писал, что несколько лет назад, будучи советником одного из руководителей ФМС, предложил создать на территории всех бывших республик СССР, из которых в РФ едут гастарбайтеры, так называемые буферные зоны, то есть многофункциональные центры, где наши специалисты (психологи, этнологи, разведчики) фильтровали бы всех желающих поехать на заработки в бывшую метрополию, отсеивали и вносили в «черные списки» сомнительных и, по ходу собеседования, выделяли тех, кто мог бы сотрудничать с российскими спецслужбами. Таким образом, можно было бы создать свои собственные агентурные сети, своего рода дружественную России «Мыслящую паутину» («Thinking Web»), вместо того, чтобы внедрять агентов под прикрытием в террористические сети, созданные зарубежными спецслужбами и джихадистским интернационалом. Хотя, это тот случай, когда уместны оба варианта борьбы с террористами.
Концепция «Мыслящей паутины» получила одобрение в экспертном сообществе, ее неоднократно обсуждали на круглых столах, организованных Академией военных наук. Не так давно этот проект был доведен до сведения заместителя руководителя Контрольного управления Администрации Президента РФ генерала В. Летуновского. Никакого отклика пока, однако, не поступило.
Ведущие страны Запада такую агентурную «паутину» создали уже достаточно давно. Со времен Лоуренса Аравийского Ближний Восток пронизан контролируемыми Великобританией и США сетями. В азиатских республиках СНГ созданы тысячи неправительственных организаций, финансируемых странами Запада и арабскими монархиями.
Российское присутствие как на Ближнем Востоке, так и в Средней и Центральной Азии минимально, а фактически близко к нулю.
Поэтому, когда, как говорится, приспичит, российские начальники действуют чрезвычайными методами. Так, в период перед осенними президентскими выборами в Киргизии, когда там была высока вероятность очередной цветной революции, в республику были направлены около 20 пропагандистских спецгрупп, укомплектованных военными экспертами, которые обеспечили мониторинг социальных предпочтений и помогли местным силовикам провести выборы главы государства в мирной обстановке.
На Ближнем Востоке, после того, как в 2012 году там был ликвидированы российские агентурные сети, подконтрольные Генштабу, ситуация стала непредсказуемой и непрогнозируемой. Ход военных действий после вмешательства России подтвердил это печальный факт.
Безусловно, только лишь агентурной активностью спецслужб террористов не победить. Социальные предпосылки терроризма в России известны. Это низкий уровень жизни, отсутствие социальных лифтов, вопиющее социальное неравенство. Пока эти «родимые пятна капитализма» не изжиты, ряды джихадистов будут пополняться российской молодежью, причем и вполне славянского происхождения.
Идеология революционного джихада, как ни прискорбно, стала наиболее доступной и привлекательной для российских подростков отчасти и благодаря тому, что традиционные левые политические движения на сегодняшний день или разогнаны или превращены в послушные властям пустышки, вроде КПРФ.
В данной публикации я коснулся лишь технической, если можно так выразиться, проблематики пресечения терактов на территории РФ.
Положительный пример в этом плане подают американские спецслужбы. После теракта на Бостонском марафоне в США новых исламистских терактов не было. Большую роль, надо признать, играет в выявлении потенциальных террористов система искусственного интеллекта «Палантир», о которой наши контрразведчики могут только мечтать.
Но основную скрипку в подавлении джихадистского подполья играют жесткие и эффективные действия спецслужб, которые никогда не замалчивают факты терактов, переводя стрелки на «ошибки пилотов» или «технические неисправности».
Прежде чем объявить войну террористам на дальних подступах, Америка максимально осложнила их действия на подступах ближних. Это нужно принять не только к сведению, но и как руководство к действию.
Иначе среднестатистическому россиянину скоро будет мерещиться зловещая рука ИГИЛ даже в упавшей с крыши сосульке. Что в конечном итоге приведет к проигрышу российскими начальниками психологической войны не только с Западом (это уже произошло), но и с террористами.
Россия, как известно, родина революционного террора. Не хотелось бы, чтобы спустя сто с лишним лет после проигранной борьбы с бомбистами «Народной воли» и Боевой организации партии социалистов-революционеров российская власть подтвердила печальную максиму про «сапожника без сапог».
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.