vk.com
Известный музыкант, директор фестиваля «Петроджаз» Иннокентий Волкоморов в интервью «Сути событий» рассказал, как в Северной столице развивалось так называемое баскерное движение и прокомментировал решение губернатора Петербурга повысить в десять раз штрафы за игру на музыкальных инструментах в метрополитене.
- Прежде всего, кто такие баскеры?
- Это те люди, которые играют на улице на чемодан или на шляпу.
- Недавно Георгий Полтавченко предложил в несколько раз поднять штрафы для музыкантов, играющих на территории метрополитена. Соответствующий законопроект единогласно одобрила комиссия по вопросам правопорядка и законности Заксобрания. Ожидается, что минимальные штрафы вырастут со 100 до 1 000 рублей, а максимальные – с 500 до 3 000 рублей. Как вы относитесь к такой мере?
- Нужно не запретительные меры вводить, а создавать творческие союзы. Проводить систематическую продуманную работу, такую как ведется на Западе. Я сам однажды, в 1992 году, решил поработать за рубежом уличным музыкантом. Дело было в Лондоне. Подумал: «Почему нет?!» Достал гитару, стал играть.
- И чем закончилась ваше уличное творчество?
- Ко мне подошел молодой человек хиповского вида и сказал: «Э, брат, ты не можешь здесь играть! Потому что у нас есть профсоюз уличных музыкантов и он регулирует этот процесс». По его словам, в этот профсоюз мог вступить любой музыкант, пройдя определенное прослушивание. Потому что люди должны понимать, какую музыку я играю, насколько она качественная, в какой день и где ее можно исполнять. Прямо худсовет какой-то! И это общая практика всего движения баскеров. Этот неформальный профсоюз защищает музыкантов, они платят, вступая в него, взносы. Поэтому просто так встать где-то в подземном переходе на улицах Европы невозможно. И это хорошо, потому что не создается хауса и толчеи.
- А как в 90-е годы обстояли дела с уличными музыкантами у нас, в Петербурге?
- Баскеры у нас как раз и стали массово появляться в начале 90-х. Самым хлебными местом была Петропавловская крепость. В те годы там можно было услышать Пашу Кашина, музыкантов из «Аквариума», и многих еще, чьи имена сегодня на слуху.
- Как делили место под солнцем?
- Тогда было бандитское время. Бандиты контролировали все, с ними приходилось договариваться. Если музыкант утром приходил на пирс, а там уже кто-то стоял и не хотел уходить, он жаловался бандитам. Приезжали крепкие ребята и выкидывали нежелательных гостей.
- Вы тоже играли на пирсе?
- Нет, я тогда работал своего рода администратором музыкальной группы, которая там играла. Я должен был договариваться с гидами, которые на автобусах привозили иностранцев. Они подводили их к нам, те платили деньги музыкантам, покупали кассеты с записями. В общем все были довольны. Тогда у стен Петропавловской крепости работало несколько коллективов. У каждого было свое место, свои прикормленные гиды. Например, в районе Комендантского дома работала группа, которая играла музыку близкую к фолк-творчеству. Они были одеты в русские народные рубахи и пользовались огромным успехом у иностранцев, особенно у японцев. По тем временам эти ребята зарабатывали сумасшедшие деньги, порядка 2000 долларов в месяц. В то время, как средняя зарплата в городе была от 20 до 40 долларов. Каждый из них имел своего собственного водителя такси, круглосуточно к нему прикрепленного, и собственного нарколога, чтобы выводил из запоя в случае необходимости. У нарколога всегда была дежурная капельница. А потом баскерство на Петропавловке запретили и музыкантов оттуда выгнали.
- А сколько сегодня зарабатывают уличные музыканты?
- Сложный вопрос, все по-разному. Здесь еще нужно учитывать такой важный параметр, как профессионализм. Например, в торговых галереях Лондона вы сегодня можете услышать профессиональных оперных певцов, а на площади перед рынком игру достойных коллективов. Англичане не любят просто так давать милостыню, им надо чтобы человек что-то делал, тогда они могут очень щедро ему заплатить. У нас ситуация иная. В основном на наших улицах мы слышим музыку очень низкого качества. Наши уличные музыканты часто играют не для того, чтобы поднять прохожим настроение или удивить их виртуозностью игры, а для того, чтобы вызвать жалость и выпросить денег. И это очень портит настроение.
- Но все-таки иногда и у нас можно услышать что-то приличное.
- Можно. Например, «Ночных снайперов» - Диану Арбенину и Светлану Сурганову - их первый продюсер нашла в подземном переходе на Невском проспекте. Так что исключения бывают. Есть люди, которым просто нравится играть на улице, и делают он это в свое удовольствие. Недавно я встретил в магазине человека с саксофоном. Спросил у него: «Вы музыкант?», - он говорит, да. Играю на улице. Я спросил, почему он не хочет пойти в группу какую-нибудь, или договорится с рестораном. Он ответил, что ему и так хорошо. Он приехал в Петербург с Украины, его тепло воспринимают прохожие. На еду заработка хватает, и ничего в своей жизни менять он не собирается.
- И все -таки чтобы избежать музыкального хауса на том же Невском проспекте, что нужно сделать?
- Создавать творческие союзы, работать с городской администрацией. Например, в Таллине, где у нас проводится филиал «Петроджаза» нельзя просто так встать на улице, включить колонки на полную мощность с генератором и начать играть то, что тебе хочется. Потому что там есть разрешенные параметры громкости, и если ты их превышаешь, тебя оштрафуют. А у нас на Невском проспекте иногда создается впечатление, что музыканты соревнуются, у кого динамики громче. Вот поэтому и нужно создать какой-то музыкальный союз, чтобы он регулировал игру музыкантов на улице. Это бы украсило наш город. Я считаю, что уличных музыкантов должно быть много.
- В этом в Петербурге в 14 раз пройдет фестиваль «Петроджаз». Чем удивите публику?
- Главное действие развернется на площади Островского. Концерты будут проходить с 27 по 29 июля с 14 часов и до позднего вечера. Этот фестиваль обещает стать рекордным по числу участников - музыканты приедут из Аргентины, Норвегии, Дании, Испании, Германии, Эстонии - всего 25 коллективов. Главным инструментом на этот раз станет джазовая виолончель. Одним из хедлайнеров фестиваля станет ансамбль Давида Голощекина.
Беседовала Валентина Карелова
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.