Фото: Anton Belitsky / Russian Look
Глава «Роснано» Анатолий Чубайс предложил инвестировать средства негосударственных пенсионных фондов РФ в предприятия с низким риском.
Ранее ряд российских СМИ писали, что в кулуарах форума Startup Village Чубайс сообщил о предложении правительству России инвестировать пенсионные накопления россиян в нанотехнологии.
Впервые с инициативой разрешить негосударственным пенсионным фондам инвестировать небольшую долю средств в венчурные фонды для развития наноиндустрии в России Анатолий Чубайс выступил в прошлом году. Тогда его поддержал член Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков:
«Считаю, что это надо делать. Может быть, начать поэтапно, с одного процента. Я полагаю, что в ближайшее время такая возможность появится».
Предложение главы «Роснано» вызвало негативную реакцию в СМИ и соцсетях. Это было достаточно предсказуемо вследствие устойчивого отрицательного отношения россиян старшего поколения к Анатолию Чубайсу.
Подавляющее большинство граждан России оценивают итоги массовой приватизации, одним из кураторов которой был в 90-е годы Чубайс, негативно. По данным ВЦИОМ, таких в прошлом году было 73 процента.
Реформу электроэнергетики, проведенная Чубайсом на посту главы РАО ЕЭС, также не дала заявленных результатов. Не удивительно, что около 60 процентов россиян негативно оценивают деятельность Чубайса и на этом посту.
С перехода Чубайса в «Роснано» ничего не изменилось. 88 процентов опрошенных граждан РФ разочарованы результатами труда Чубайса и в этой малопонятной им сфере.
В 2016 году Счетная палата провела проверку «Роснано», в результате которой выяснилось, что компания тратит деньги на неэффективные инвестпрограммы, сильно зависит от финансирования с привлечением госгарантий и выплачивает сотрудника премии за очевидно провальные проекты, наподобие постройки завода «Поликремний». Стройка была начата в 2008 году, когда стоимость этого сырья на рынке составляла $300–400 за килограмм. В 2015-м году поликремний стоил уже 20 долларов, и строительство завода по его производству было заведомо невыгодным. Однако, руководство «Роснано» не смогло этого предвидеть, что принесло государству огромные убытки.
В «Роснано» такие убытки называют «плановыми». В 2017 году они составили 5,31 миллиарда рублей.
В развитых странах Запада государство допускает убыточность стратегически важных инноваций не только на короткой дистанции, но даже в среднесрочной перспективе. И именно государство осуществляет инвестиции, которые через несколько десятков лет позволят стране занять ведущие позиции и доминировать на мировых рынках. Ни одна частная корпорация не занимается стратегированием более, чем на 10-15 лет вперед.
Поэтому я не стану осуждать Анатолия Чубайса за строительство предприятий, которые на данный момент нерентабельны. Тут дело в другом. В ответственности за результаты своей деятельности. Масштабная приватизация госсобственности не создала в России эффективно рыночной экономики. Точно так же и реформа энергетики по Чубайсу не создала в стране конкурентной среды и привела лишь к росту энерготарифов.
Никакой ответственности за провал обеих этих масштабных реформ Чубайс не понес, и у меня нет никаких оснований считать, что его нынешняя активность на посту главы «Роснано» принесет пользу Отечеству. Чубайс озвучивает свои инициативы, прекрасно понимая, что в случае их провала его даже не оштрафуют. В этом плане он мало чем отличается от Мутко или Дворковича.
Но сами его предложения инвестировать пенсионные деньги в проекты с низким риском вполне обоснованы.
Во всем мире пенсионные фонды — и государственные, и частные — ведут крайне осторожную инвестиционную политику, так как банкротство пенсионного фонда чревато социальным взрывом.
Поэтому пенсионные фонды инвестируют только в самые надежные проекты, которые показывают небольшую, но устойчивую прибыль: государственные ценные бумаги, коммерческая недвижимость и т.п.
Скорее всего Анатолий Чубайс лоббирует привлечение пенсионных средств именно в возглавляемое им «Роснано», а его уточнение, что такое инвестирование нужно делать только в предприятия с низким риском носило чисто конъюнктурный характер на фоне критики в прессе.
Я допускаю, что предложения Чубайса скорее рано, чем поздно будут приняты, негосударственные пенсионным фондам вначале возможно разрешат инвестировать в государственные облигации, что частично возместит уход с российского рынка иностранных спекулятивных фондов. А под шумок что-то перепадет и чубайсовскому «Роснано».
Предсказать, куда будут инвестировать российские пенсионные фонды помимо «Роснано», я не берусь. Могу лишь сказать, что это будет делаться в интересах узкой группы лиц и корпораций, которые нам и без того хорошо известны.
Я могу также назвать самые выгодные инвестпроекты, куда деньги российских пенсионеров не будут допущены никогда, несмотря на стопроцентную прибыльность и надежность таких инвестиций.
Это земля. Российская земля.
На круглом столе, прошедшем в июле прошлого года в Центре стратегических разработок (ЦСР) по теме «Земля для людей», председатель Совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин шокировал участников информацией, что уже миллионы гектаров российской земли оказались в собственности пенсионных фондов США, Норвегии и Швеции. И это при том, что российское законодательство запрещает продажу земли сельхозназначения иностранцам.
Иностранные пенсионные фонды, по словам Телегина, не только скупают наши сельхозгектары, но и диктуют российским законодателям, какие законы о земле им нужно принимать. Представитель АККОР заявил, что когда они три года назад подготовили законопроект о запрете подобного землевладения, в Госдуму были позвонили из шведского посольства и потребовали не принимать подобные нормативные акты.
Нетрудно догадаться, что скупать земли сельхозназначения иностранным пенсионным фондам выгодно лишь на юге России, где в агропроме доминируют крупные агрохолдинги-латифундии, которым остро необходимы внешние инвестиции длинных долларов для развития своего экспортного бизнеса.
Лакомый аграрный кусок вряд ли достанется российским пенсионным фондам. А вот в нанотехнологические кущи их волне могут заманить, посулив якобы стопроцентную надежность и выгоду.
Что будут делать наши пенсионеры, когда вместо прибыли им достанутся нанопенсии и убытки, которые, надо полагать, объявят «плановыми», предсказать трудно. Скорее всего, пошумят и затихнут. Видимо, этим и объясняется выбор Чубайсом своей очередной эпохальной задумки.
Владимир Прохватилов
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: