Фото с сайта ispaceman.ru
Утративший вместе с постом вице-премьера статус куратора российской оборонки, Дмитрий Рогозин приступил к кадровым перестановкам во вверенном его попечению «Роскосмосе». И первое же назначение показало, кто, очевидно, на самом деле будет руководить «Роскосмосом».
В начале июня он назначил своим и.о. своего первого зама генерального конструктора «Газпром - космические системы», бывшего руководителя РКК «Энергия» имени С.П.Королева, кандидата технических наук Николая Севастьянова, который, отклонив вопросы журналистов о планах работы, сказал, что вначале придется провести «небольшой аудит».
Если учесть, что с 21 января 2015г. по 24 мая 2018 г. «Роскосмос» возглавлял опытный финансист, выходец из банковской сферы Игорь Комаров, то категорический императив проведения аудита (то есть финансовой проверки) после его увольнения наводит, как минимум, на размышления. На еще большие размышления наводит понимание того упрямого факта, что курировал «Роскосмос» в те годы все тот же Рогозин, который теперь назначен единолично ответственным за российский космос.
Весь смысл назначения таких финансистов-оптимизаторов, как Комаров, руководителями крупнейших научно-технических структур, как известно, состоял в том, чтобы они навели хоть какой - то порядок в финансовой отчетности и остановили хаотичную активность бывших красных директоров, лихорадочно и бессистемно конвертировавших свои высокие должности и ученые звания в офшорные счета. На деле мощная когорта оптимизаторов просто упорядочила такие стихийно возникшие тренды, как, например, приватизация непрофильных активов или распродажа корпоративных площадей под жилищную точечную застройку.
Отрасль за это время еще глубже погрузилась в коррупционное болото и абсолютно ничего не достигла, и даже не пыталась достичь в научно-техническом прогрессе. За время рогозинского кураторства космической отраслью Россия окончательно стала «Португалией космоса» и окончательно потеряла все шансы вернуться когда-либо в число ведущих космических держав. Присланные на хозяйство оптимизаторы лишь старались, чтобы похороны российского космоса не слишком обременяли госбюджет. Как показали скандалы с гиперкоррупцией при строительстве космодрома «Восточный», а также ряд других поистине космических конфузов, им это не удалось.
Резонансный скандал с хищениями во время строительства космодрома Восточный похоронил бы карьеру любого другого чиновника. Но Рогозин всегда умел подать чужой успех как своё достижение, а свой провал свалить на других.
Запомнилась, к примеру, его анекдотическая «отмазка», когда после отказа США закупать у России двигатели РД-180 и места на «Союзах» он сказал, что во всех бедах Роскосмоса виноваты американцы.
За время вице-премьерства Рогозина в одном лишь 2011 году произошло пять аварий ракет-носителей «Протон». В 2013 году «Протон» упал в прямом эфире, спустя минуту после запуска. После этого космические ракеты стали окроплять святой водой, а когда и это не помогло, то, наконец, нашли настоящую причину и отозвали все выпущенные на Воронежском заводе двигатели для «Протонов», так как в них использовали для пайки ракетных сопел не драгметаллы, дешевые сплавы.
Свою некомпетентность и стремление и при каждой неудаче скоропостижно искать крайних, Рогозин ярко продемонстрировал в декабре прошлого года, когда рухнул «Союз-2.1б», который должен был вывести на орбиту 19 спутников. «Настройки были под Байконур: не посчитали азимут», — уверенно сказал Рогозин, заявив, что руководством «Роскосмоса» были допущены системные ошибки и выводы комиссии по аварии будут носить «жёсткий и объективный характер».
Представители «Роскосмоса» сразу же опровергли слова Рогозина и заявили, что все настройки были корректными. А авария произошла из-за сочетания факторов, которые не могли быть учтены математической моделью полета. Что на самом деле погубило дорогостоящие спутники, а заодно и репутацию «Роскосмоса», так и не было толком выяснено.
Хуже старых ошибок могут быть только новые. Если высказанная недавно Рогозиным идея о создании на базе Роскосмоса нового ракетно-космического холдинга с присоединением компании «Тактическое ракетное вооружение» и концерна «Алмаз-Антей» будет реализована, то это сразу же подставит российский космос под серьезный удар, так как превратит его в оборонную структуру, автоматически подпадающую под санкции США.
Все же хотелось бы верить, что назначение Дмитрия Рогозина в «Роскосмос» лежит лишь в русле известной максимы Владимира Путина «своих не сдаем», и рогозинский начальственный функционал будет крайне ограничен, если не сведен к нулю. И что посрамивший себя на всех фронтах управленец будет лишь зиц-председателем «Роскосмоса», а реальную работу будет вести его первый заместитель, сильный профессионал и ветеран отрасли Николай Севастьянов.
Но даже в этом свете поддержание на плаву людей, подобных Рогозину, представляется непродуктивным, поскольку опошляет саму идею эпохального «прорыва», озвученную не так давно главой российского государства.
Тут не о «прорыве» надо беспокоиться, а о том, как бы Дмитрий Олегович еще какую таксу в прямом эфире не утопил.
Владимир Прохватилов, Президент Академии реальной политики, эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.