Президент ФИФА Йозеф Блаттер переизбран на новый срок. Но мировой футбол явно раскололся: богатые страны Европы и США требовали его убрать, в том время как Россия и другие континенты стояли за него горой. И всё это на фоне попыток отобрать у России ЧМ-2018. Отберут? И станет ли опять спорт жертвой политики?
Рядовая бюрократическая новость о выборах одной из многих международных организаций три дня оставалась главной чуть ли не на всех континентах. Понятно, конечно, что футбол – давно уже не просто игра, а инструмент политики. Ясно, что ФИФА – одна из крупнейших и богатейших организаций в мире, и не только спортивных. Тем не менее президент международной федерации футбола – чиновник с ограниченными полномочиями, которому не решать вопросы мира и войны. Но шум поднялся такой, что история вышла за пределы футбола.
Буквально за несколько дней до выборов президента ФИФА резко активизировались США. Они потребовали от Швейцарии выдать двух функционеров КОНКАКАФ (Конфедерации футбола Северной Америки и Карибского бассейна). Мол, находясь на территории США, они брали взятки за выбор ЮАР хозяйкой Чемпионата мира 2010 года. А дальше, уже сидя в Штатах, чиновники вдруг заговорили о том, что коррупционные схемы мог курировать Блаттер, и что выбор России организатором первенства 2018 года тоже выдался не совсем чистым.
И началось… Швейцарские правоохранительные органы возбудили уголовные дела о коррупции в ФИФА, штаб-квартира которой находится на территории этой страны (да и Блаттер – швейцарец). Пошёл слух, что на допрос вызвали члена исполкома ФИФА, министра спорта РФ Виталия Мутко. Похоже, что это неправда, но зато мы получили возможность тем, как Виталий Леонтьевич говорит по-английски. Фурор был, кажется, не меньшим, чем в декабре 2010 года, когда он произнёс знаменитое «Let me speak from my heart».
Свои «пять долларов» тут же вставили американские сенаторы Джон Маккейн и Роберт Менендес, которые всё время ругают Россию. Они заявили, что у России надо отобрать проведение Чемпионата мира 2018 года, потому что она, дескать, нарушает международное право. Параллельно они набросились на Блаттера, увидев в нём «адвоката Путина». Интересно, а престарелые сенаторы знают, что речь идёт не об американском футболе, а о другой игре? Была ли им известна фамилия президента ФИФА ещё неделю назад? Тайна сия велика есть.
И здесь уже о футболе можно забыть, потому что началась большая политика. О том, что у России надо отобрать мундиаль, сказали премьер Великобритании Дэвид Кэмерон и бывший президент УЕФА Леннарт Юханссон. Что ж, британский премьер – тоже человек, а Англия проиграла РФ спор за право принять футбольный праздник. О том, что Россия недостойна проводить чемпионат, англичане заявили в тот же день, когда мы получили такое право. Параллельно оба набросились на Блаттера.
Дальше – больше. В таких условиях швейцарский спортивный чиновник превратился для российских руководителей в «своего парня». Даже Владимир Путин высказался в том духе, что за атакой на Блаттера стоят те, кто хотел бы лишить Россию футбольного праздника. В итоге делегация России выступила за переизбрание действующего главы ФИФА, видя в нём гарантию того, что крупнейший спортивный форум у нас никто не отберёт.
Между тем и без участия политиков самого высокого ранга страсти кипели. Известно, что у Блаттера не сложились отношения с президентом УЕФА Мишелем Платини и большинством европейских федераций. Те обвиняли действующего главу мирового футбола и в коррупционных скандалах, и в том, что он ведёт игру номер один «не туда». О том, что у России надо что-то отобрать, великий в прошлом французский футболист не говорил никогда, но осадок остался.
С другой стороны, на стороне Блаттера стояли представители Азии, Африки и Латинской Америки (и примкнувшая к ним Россия). Дело в том, что президент ФИФА ввёл в действие принцип географического разнообразия, когда первенства планеты начали отправлять на разные континенты. В Южной Африке и России, Японии и Южной Корее, чемпионатов не было никогда, в Бразилии – очень давно. А раньше первенства через раз принимали знакомые всё персонажи – Англия, Германия, Испания, Италия, Франция. В какой-то момент они пошли по второму кругу…
Нельзя сказать, что европейцы так уже неправы. Скандалы сопровождали выбор практически каждой страны-хозяйки первенства планеты. Так было с первенством 1994 года в США, 2006 года в Германии, 2010 года в ЮАР, 2018 года в России и 2022 годов в Катаре. Как маленькая арабская страна, никогда не попадавшая на мундиали, и где летом стоит жара под 50 градусов, получила такое право? Сообщения о взятках, на которых ловили футбольных чиновников в разных уголках планеты, то и дело появлялись в СМИ. Так что предмет для разговора есть.
С другой стороны, соперником Блаттера выступал принц Иордании Али бин аль-Хусейн. А кто это? Иордания – страна не самая футбольная, Швейцария в мире великой игры значит куда больше. Люди, конечно, везде разные, но если говорят о «подношениях», скорее вспомнят об арабском мире, нежели об альпийской конфедерации. Споры о «нечистом» выборе имели место и в случае с США, и в случае с Германией. В общем, найти здесь «чистых и во фраке» не удаётся. Политика со всей присущей ей грязью заслонила футбол и даже «околофутбол».
В итоге сложилось два лагеря. Почти вся Европа, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия проголосовали за иорданского принца, а другие континенты поддержали Блаттера. В конце концов, Али бин аль-Хусейн взял самоотвод, поняв, что во втором туре действующему президенту ФИФА всё равно хватит голосов. В итоге «наша взяла» - если ничего не случится, Блаттер ещё четыре года останется у руля мирового футбола.
Получилось, что богатые мира сего голосовали против, а остальной мир – за. Раскол в мировом футболе налицо. Похоже, бедные страны подняли бунт против бывших колонизаторов. Вполне вероятно, что вмешательство Кэмерона и Маккейна оказало противникам Блаттера «медвежью услугу». В странах Азии, Африки и Латинской Америки достаточно велико недовольство политикой США. И когда американцы и англичане полезли в дела мирового футбола, получили протестное голосование.
Что теперь? Едва ли европейцы смирятся с поражением. Деньги в мировом футболе крутятся в основном в Европе, а кто платит – тот и заказывает зрелище. От ФИФА не отстанут, продолжат искать там коррупцию. Статус Катара как хозяина ЧМ-2022 наверняка подвергнут сомнению. Благо, Австралия смотрится куда более достойным претендентом. И на мундиали она в последнее время пробивается, и первенство никогда не принимала, и денег у австралийцев хватит…
А что касается России… Кажется, стало понятно, почему именно мы получили ЧМ-2018. В отличие от богатого Катара, мы в ранг «зажравшихся толстосумов» не попадаем. Англия, Голландия с Бельгией, Испания с Португалией – бывшие колонизаторы, а мы – нет. Потому представители других континентов проголосовали за нас. И если ничего не случится, первенство мира у нас отобрать не должны. Зря ли мы так вступились за Блаттера? Да и времени осталось немного, никто другой просто не успеет подготовиться.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.