globallookpress.com
Маленькая Греция становится важной страной в большой игре против Евросоюза, которую как осознанно, так и неосознанно ведут Россия, Турция и США.
События последней недели наглядно демонстрируют возросшую значимость Греции в международной политике. Несмотря на то, что на последних выборах греческие леворадикалы не смогли получить абсолютное большинство в парламенте, это не смогло спасти отношения Афин с Брюсселем и Берлином.
После того, как германская сторона отказалась списывать Греции многомиллиардный долг, греческие власти угрожают взысканием с Германии компенсаций за годы нацистской оккупации в размере 109 млрд евро.
И по сути, сейчас уже идет речь о выходе Афин из ЕС. Соответствующим индикатором станет давно уже ожидаемый отказ от хождения на греческой территории единой европейской валюты, к чему греков подталкивают и внешние силы.
Особую роль здесь играют США, заинтересованные в ослаблении Евросоюза. Не случайно, что бывший глава американской ФРС Алан Гринспен заявляет о фактической неизбежности реализации подобного негативного сценария.
Между тем, ситуация вокруг Греции может выйти за пределы конфликта Афины-Берлин и Афины-Брюссель. Наглядным свидетельством тому служат информационные вбросы о возможном появлении на Кипре полноценной российской военной базы или пункта дозаправки и обслуживания боевых самолетов РФ.
Сама по себе подобная «демонстрация» выглядит явным вызовом Западу, особенно ЕС. В том случае, если Москва получит даже гипотетическую возможность временно или на постоянно основе разместить свои силовые структуры (пусть даже это будут «подразделения МЧС, готовящиеся к эвакуации россиян из Сирии по версии Никосии) на кипрской территории, в стране ЕС, это будет уже полноценный вызов Брюсселю.
По сути, подобный сценарий будет означать выход из его состава и Кипра. Ведь Никосия находится в орбите прямого влияния Афин и ее поведение напрямую связано с ситуацией в самой Греции. Соответственно, тем самым греческие власти демонстрируют реальную уязвимость Европы в целом.
Дело в том, что Кипр имеет действительно стратегическое значение для безопасности европейских стран еще со времен средневековья, когда за него шли ожесточенные войны между странами христианского и мусульманского мира.
Сейчас его значение еще больше выросло в связи с тем, что контроль над ним позволяет одновременно держать «в руках» практически все Восточное Средиземноморье. А значит, уязвимыми для возможных действий России становятся проливы между Черным и Средиземным морями, а также Суэцкий канал, основную транспортную артерию по переброске энергоресурсов из Персидского залива в европейские страны.
Эффект от подобных демаршей и «оговорок» из Греции и Кипра усиливается в связи с обострением борьбы за каспийские ресурсы и попытками принуждения «Газпрома» играть по навязываемым ему правилам ЕС.
Так, усиление антироссийского давления привело к заметному сближению России и Турции, и достижению договоренностей о транспортировке газа не по болгарскому, а по турецкому трафику.
В случае реализации подобного сценария автоматически встает вопрос о дальнейшем участии в этом проекте Греции, через территорию которой при определенном раскладе и может пойти далее в ЕС российский газ и не только. Усиление ее разногласий с ЕС и заметное осложнение финансово-экономического положения Афин делает почти неизбежным участие греческой стороны в данном проекте.
Единственным «но» пока являются напряженные отношения между Грецией и Турцией. Однако интересы бизнеса, как показывает практика налаживания связей между прежними антагонистами в лице Анкары и иракских курдов, вполне могут не просто перевесить все прежние разногласия, но и способствовать в перспективе складыванию между ними союзнических отношений против общего «недруга» в лице Евросоюза.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.