Едва захватив древнюю Пальмиру, боевики Исламского халифата заявили, что собираются в течение года обзавестись собственным ядерным оружием. Теперь можно прогнозировать дальнейшую эскалацию намерений региональных акторов включиться в гонку ядерных вооружений на Ближнем Востоке.
На самом деле, она уже началась – после того, как США обнародовали секретную ядерную программу Израиля. Из нее следовало, что Израиль с высокой степенью вероятности обладает собственной термоядерной бомбой. Это серьезно обеспокоило Саудовскую Аравию и Иран. Иранское руководство сейчас связано обещаниями американцев в части послабления, а то и вовсе полного снятия санкций, поэтому никаких резких заявлений со стороны Ирана не последовало. Но выводы, безусловно, иранские военные сделали. А вот Саудовская Аравия сразу же обратилась к Пакистану с просьбой продать ей ядерные боеголовки.
Само такое обращение уже дестабилизирует ситуацию в регионе. Если даже заявление лидеров ИГ было блефом, рассчитанным на устрашение их противников, то теперь им придется всерьез искать пути к собственной атомной бомбе. Иначе главный противник ИГ, саудиты, усилятся настолько, что смогут гарантированно защитить себя от любых внешних агрессоров.
Нет сомнения, что на возникающую напряженность отреагирует Турция, военное руководство которой, заключив стратегический союз с турецкими исламистами, взяло курс на возрождение Османской империи. Турки намерены распространить свое влияние практически на весь Ближний Восток. В военном отношении с ними могут конкурировать только иранцы и боевики ИГ. Безусловно, у Израиля самая сильная армия в регионе, но он будет вмешиваться только в самых крайних случаях. Кстати, таким крайним случаем может стать именно появление ядерного оружия у одного из конкурирующих между собой ближневосточных игроков.
Итого – ИГ, Саудовская Аравия, Иран, Турция, Израиль ввязываются в гонку ядерных вооружений, которой закулисно манипулирует Америка.
Что может быть в итоге? Местный перекресток истории имеет три развилки.
1.Затяжной конфликт, война на истощение всех сторон.
2.Вспышка масштабных боевых действий с угрозой новой мировой войны. Заметим, что к такому повороту готова лучше всех именно Америка, накопившая на данный момент рекордные запасы нефти. Нефть, как мы помним – это кровь войны.
3. Победа экстремистов того или иного толка, блокирование Суэца и Баб-эль- Мандеба, через которые идут караваны танкеров с нефтью. После чего США, в белых одеждах мировых спасителей, предлагают Китаю, Индии и Европе свою нефть по заоблачным ценам и таким образом закрывают свои триллионные долги. Ближний Восток переходит под эгиду Исламского халифата, который становится стратегическим оппонентом номер один для цивилизованного человечества. Россия в этом сценарии должна быть устранена с мирового рынка нефти и газа. Это означает эмбарго на импорт ее углеводородов, для чего нужен резонансный повод. Таким поводом может стать окончательный доклад голландских экспертов по малайзийскому «Боингу» или что-нибудь еще, связанное скорее всего с украинским кризисом.
На данный момент Россия не вмешивается в геополитическую игру США. Но вмешаться придется, причем не обязательно напрямую. Для этого нужно иметь прежде всего политическую волю и адекватный арсенал инструментов из арсенала стратегии непрямых действий.
Пассивность России на Ближнем Востоке будет худшим вариантом такой стратегии.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики(Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.