Фото www.mixnews.lv
Рига, бывшая в прошлом году культурной столицей Европы, «прославилась» в мае не только саммитом «Восточного партнерства», но и очередным скандалом. Внимание общественности привлек шокирующий экспонат рижской выставки во дворе бывшего здания КГБ: распятая на красном кресте фигура человека, разительно напоминающего президента России Владимира Путина.
Всем желающим предлагалось вбить гвоздь в распятую фигуру (3 молотка и 30 кг гвоздей прилагались) или, наоборот, вытащить один из гвоздей. Находились и одни, и другие, а автора арт-объекта, как водится, побили.
Кстати, похоже, что автор, скрывшийся под псевдонимом «Some1», сам не ожидал того ажиотажа, который вызвало «распятие». Тут же автор объявил, что моделью куклы, распятой на кресте, был «знакомый итальянский бизнесмен», а вовсе не президент России. По словам Some1, «деньги в данном случае символически изображены в виде креста, а распятая на нем фигура - это бизнесмен». А глубокая идея его «произведения» заключается в глорификации (прославлении) материального мира в жизни индивида.
Тем не менее, скандал крепчал, и, в зависимости от противоречивых команд, распятую фигуру то снимали, то вновь возвращали, оскорбленные активисты готовили марш протеста. Дело кончилось тем, что крест спилили, а куклу отправили на склад. Правда, авторы выставки рассчитывают на то, что их «творение» можно будет выставить за рубежом.
Кстати, формально инсталляция убрана по анекдотичному поводу - из-за претензий Государственного агентства недвижимости, управляющего зданием. Крест, установленный во дворе рядом с канализационным люком (и в этом был «глубокий» замысел автора!), якобы, мешал сливу воды в канализационные сети, что нарушило условия договора аренды. Довольно символично – судьба «распятого Путина» оказалась в зависимости от работоспособности канализационного стока...
«Распятый Путин»: политический аспект
Что бы ни говорилось: «имеющий глаза да увидит». Именно сходство с Путиным определило политический подтекст инсталляции, вызвав возмущение российской стороны. Посольство РФ в Латвии незамедлительно направило соответствующую ноту МИД Латвии, заявив: «Данный факт не может вызвать ничего кроме крайнего возмущения и отвращения. Считаем недопустимым появление подобного рода провокационных «художеств» в столице страны, председательствующей в Совете ЕС».
Фото www.tvnet.lv
Латвийскому МИД пришлось объясняться, утверждая, что оценкой инсталляции должны заниматься искусствоведы. Хотя пресс-секретарь министерства Ивар Ласис не преминул заметить, что в МИДе считают, что «какого-либо сходства с реально существующим лицом не усматривается». И вообще – автор извинился.
«Когда на кресте распинают президента соседней страны - это серьезная политическая провокация», - считает сотрудник Музея рижского гетто Владимир Решетов.
«По-моему, это политическая работа, которая концентрирует все наше отношение к Путину, к России и так далее», - сказал известный советский и латвийский художник, сын знаменитой Вии Артмане Юрис Димитерс.
Возмущались не только российские дипломаты. Негодовали и обычные посетители выставки, хотя были и такие, кто воспользовался возможностью вбить свой гвоздь. «Умение вбивать гвозди в распятого человека говорит о многом», - заметил профессор университета им. П.Страдиньша Сергей Крук.
Безусловно, реакция на «распятого Путина» была обострена сложными российско-латвийскими отношениями. То, что можно было бы расценить как скандальное недоразумение и отсутствие вкуса, в условиях острой конфронтации стало объектом политического скандала.
«Распятый Путин»: религиозный аспект
Сходство с Путиным придает эпатажной инсталляции не только политический оттенок – задеты чувства верующих. «Это сделал нехристь», - вполне определенно высказалась одна из участниц обсуждения скандала на Латвийском радио.
Фото www.mixnews.lv
Возмущены христиане вне зависимости от национальности, пишет Межконфессиональный портал христианских новостей Baznica.Info, назвав распятие президента России Владимира Путина в Риге (вот так – без кавычек) «насмешкой над чувствами и верой христиан вне зависимости от национальности».
«Никто не спрашивает людей, готовы ли они в Риге видеть карикатуру с распятым на кресте человеком. Мы не Франция, нам не нужен «Charlie Hebdo». При этом сходство с российским президентом – это не самое главное. Главное, против чего выступает общество, это то, что художники насмехаются над верой, оскорбляя чувства и православных, и католиков, т.е. и латышей, и русских», - такое заявление сделали участники акции, собиравшиеся маршем выразить свой протест (марш не разрешили, а организатор акции был задержан полицией).
Примечательно, что выбранный автором формат не только оскорбителен для верующих, но и наводит на размышления о «вознесении» российского президента. К тому же, терновый венок на голове распятой фигуры как бы создает мученический ореол: «Путин – Бог!» - возвещает инсталляция - похоже, совсем не по замыслу автора.
Любопытно высказался в Facebook по поводу «распятого Путина» мэр Риги Нил Ушаков: «А что авторы со всем Министерством культуры будут делать, когда он у нас в самом центре Риги на третий день воскреснет?».
«Распятый Путин»: границы искусства
Министерство культуры, под эгидой которого была организована нашумевшая выставка «Диссидент», в свою очередь заявило о свободе художественного выражения, защищенной Конституцией Латвии. Поэтому чиновники от культуры ничего крамольного в выставке не усмотрели.
«Художественное самовыражение может нравиться и может не нравиться. Неприемлемо, если кто-то выражает свое неудовольствие идеями, творческой работой насильственными действиями, - назидательно заметила спикер Сейма Латвии Инара Мурниеце. - В цивилизованном обществе, в котором мы все желаем жить, каждый имеет право выражать свои убеждения».
«Полученные угрозы, физическая расправа с художниками и уничтожение моей работы вызвали шок и недоумение по поводу такого восприятия искусства и общественных демократических убеждений, особенно с учетом того, что концепция выставки не имеет политической либо радикальной направленности, а как раз наоборот - это духовно-художественное послание, которое допускает бесконечные возможности интерпретации», - высказался автор инсталляции.
Оно бы и так – да вот только конкретное «произведение» вряд ли можно назвать «духовно-художественное посланием». Был бы «распят» не Путин – не было бы скандала, так что главная цель все-таки была спровоцировать зрителя на участие в этом сомнительном перформансе.
Споры о том, есть ли у искусства границы, не новы. Многие считают, что истинное искусство всегда имело целью создание гармонии и красоты, а кто-то готов выложить немалые суммы за набор цветовых пятен на холсте.
Дело ведь не в этом - не станет открытием утверждение о том, что свобода самовыражения не должна задевать какие-то чувствительные струны души другого человека, переходя в плоскость провокации. Как известно, «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».
Авторы «распятого Путина» перешли «красную линию». Как справедливо отметил президент Латвии Андрис Берзиньш: «Если кто-то думает, что ни у чего нет границ, то это неверно. Границы есть везде, и нужно понимать, где они пролегают».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.