В Молдавии созрел свой «майдан». Кто за ним стоит – антироссийские, прорумынские силы или кто-то другой? Не исключено, что власть в стране скоро сменится. А с учётом ситуации в Приднестровье и Гагаузии, дело может принять непредсказуемый оборот.
Политическая жизнь Молдавии в последние 10 лет постоянно была бурной. Страна успела поставить мировой рекорд по количеству переизбраний парламента (трижды за два года) и по жизни без президента (два с половиной года). Каждый раз выборы в законодательный орган оборачивались потрясениями. Сторонники европейского пути последние шесть лет получали большинство, но не конституционное – пророссийская оппозиция тоже свои позиции сохраняла.
Пока паны бодались, у холопов чубы трещали… Стандарты жизни ухудшались с каждым годом. Уровень жизни в Молдавии – один из самых низких в Европе. Зарплаты примерно втрое ниже российских и вдвое – весьма бедной по европейским меркам Румынии. До трети трудоспособного населения постоянно находится на заработках или в странах ЕС, или в РФ. Хорошо, что климат хороший – с огорода можно выжить. Но именно что выжить, не более.
На этом фоне власти никак не могли решить вопрос о Приднестровье. У трёх входящих в коалицию прозападных партий на сей счёт не было и нет единства. Прорумынские либералы готовы на всё, включая силовую операцию. Либерал-демократы больше предпочитают экономическую блокаду. Демократы же настаивают на переговорах. Само Приднестровье отношения с Кишинёвом поддерживало, но возвращаться в состав Молдавии не спешит.
В 2014 году вступил в силу Договор об ассоциации с ЕС, который отнюдь не привёл к улучшению условий жизни. Мало того – преимущественно русскоязычная Гагаузская автономия на референдуме ясно дала понять, что предпочитает движение не в Европейский, а в Евразийский союз. Центральная власть в Кишинёве отказалась признавать такой поворот событий, но силовых действий не предпринимала. В данном случае, к лучшему – пример Украины под боком.
Но одно власть делать не забывала – преумножать состояния и хорошо трудоустраивать родственников. При заявленном курсе на евроинтеграцию распределение властных постов выглядело совсем не по-европейски, сращивание власти и бизнеса было сплошным. В число богатейших людей страны входят бывший премьер и лидер Либерально-демократической партии Владимир (Влад) Филат и один из создателей Демократической партии Владимир Плахотнюк. Мэр Кишинёва либерал Дорин Киртоакэ приходится племянником бывшему председателю парламента Михаю (Михаилу) Гимпу. И таких случаев можно привести ещё много.
По сути дела, находящейся у власти уже шесть лет коалиции удалось решить всего один важный вопрос. В 2014 году ЕС отменил для Молдавии визовый режим. Но на деле более миллиона молдаван ранее обзавелись румынскими паспортами, так что данный прорыв не имел для них прикладного значения. В остальном же власти похвастаться нечем: народ нищает, Приднестровье фактически независимо, вот-вот за ним последует Гагаузия. А членства в Евросоюзе не обещал никто. От ассоциации до вступления – пропасть. И у Камеруна с Гондурасом подобные договоры с ЕС имеются.
Так что выход на улицы Кишинёва большого количества недовольных людей была делом времени. Оно настало как раз в сентябре. Немного спала жара, часть гастарбайтеров вернулась домой после сезонных работ в России и Европе. Студенты возвратились с каникул. А тут ещё и сведения о росте состояния Плахотнюка подоспели, и переговоры по Приднестровью в очередной раз провалились. «Гремучая смесь» созрела и выплеснулась.
И вот уже несколько дней в Кишинёве проходят две акции протеста. Одну, меньшую, организовала внепарламентская партия «Наш дом – Молдова», или «Красный блок». Это левые силы, выступающие за сближение с Россией, и с ними полиция особенно не церемонилась. После того, как случилась стычка некоторых «красных» со стражами порядка, полиция задержала руководителя партии, бывшего депутата парламента Григория Петренко и ещё двух активистов.
Большую по численности акцию организовала гражданская платформа «Достоинство и правда» (по-молдавски, по-румынски - Demnitate si adevar, DA). Её лицом стал адвокат Андрей Нэстасе, а лидером чаще всего называют бывшего министра образования Майю Санду. В толпе её сторонников заметны флаги Евросоюза и Румынии. Таким образом, какое-то количество платформы выступает за присоединение Молдавии к соседней стране, и точно большинство – за настоящую евроинтеграцию, а не за её жалкую имитацию. Этих митингующих пока никто не трогает.
Есть вещи, которые объединяют обе группы протестующих. Главные из них – требования отставки правительства, прямые (а не в парламенте) выборы президента, перевыборы законодателей. Буквально все недовольны огромными размерами коррупции... После того, как президент Николай Тимофти отказался выйти к протестующим, а премьер Валерий Стрелец не сказал ничего вразумительного, протестующие разбили палаточный лагерь. Он стоит уже несколько дней, и сворачивать его пока не собираются.
9 сентября, кажется, лёд тронулся. Упомянутый выше олигарх Плахотнюк не исключил выполнение ряда требования. «Сейчас для Республики Молдова была бы катастрофой любая политическая дестабилизация. Но не надо забывать, что досрочные выборы всегда могут быть вариантом, если большинство населения этого желает, если у граждан есть альтернатива действующей власти, и они желают сменить ее досрочно, в данном случае, даже спустя несколько месяцев после двух избирательных кампаний», — написал он у себя на странице в соцсети.
Основной вопрос сегодня – кто стоит за «Достоинством и правдой». Первое, что многим приходит на ум – пресловутое посольство США и представительство ЕС. Возможно, сюда следовало бы добавить Румынию, часть руководства которой спит и видит присоединение Молдавии. Проевропейские, частично прорумынские лозунги, соответствующие флаги намекают на то, что подобная версия имеет право на существование. К тому же с антикоррупционных лозунгов начинались оба майдана на Украине, «Революция роз» в Грузии.
Есть, правда, одно большое «НО». В руководстве страны и так сидят прозападные силы. Либеральная партия хочет единения с Румынией, Либерально-демократическая – в НАТО, демократы «ограничиваются» вступлением в ЕС. Так зачем, спрашивается, менять шило на мыло? Разве что затем, что нынешние правители не оправдали надежд, и пора на их место поставить тех, кто продолжит нынешний внешнеполитический курс, но не будет вызывать у молдаван отторжение.
Если оно так – то возникает неприятный вопрос к посольству России в Кишинёве. Почему оно не работает с гражданским обществом Молдавии? Страна православная, по-русски говорят почти все. Мало того – сотни тысяч молдаван работают в РФ. Поэтому если в стране действительно случится «не очень спокойная» смена власти, и Запад окажет подобному повороту событий поддержку, российскому руководству надо будет попенять на себя.
Но судя по всему, за кишинёвским майданом в большей степени стоят внутренние причины. Происходящим недовольны и сторонники Евразийского союза, и их противники из числа желающих присоединиться к Румынии, и поборники евроинтеграции, и центристы. Все они хотят перемен, все они видят по-разному. И если какое-то иностранное посольство и представительство пытается подружиться с демонстрантами – в этом нет ничего удивительного. Так ведут себя США и ЕС, так вёл себя СССР…
Проблема в том, что молдавское общество в значительной мере расколото. Сторонников европейского пути – около половины, за сближение с Россией – примерно треть. Это превращает Молдавию в пороховую бочку. Наличие Приднестровья и Гагаузии, пример соседней Украины только добавляют тревоги. Потому смена власти в Кишинёве может обернуться куда большими «издержками», чем есть сегодня.Пока страна остаётся мирной, но как долго это продлится – сказать трудно.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.