globallookpress.com
Армия сирийского правительства добилась первого крупного тактического успеха – разблокировала авиабазу Кувейрис. Успех этот был обеспечен элитным подразделением «Tiges Forces», применением штурмовых групп и помощью российских военных советников.
По мере развития успеха Башару Асаду придется всерьез заняться формированием нормальной армии и минимизацией участия в боевых действиях и в экономике Сирии формирований так называемой шабихи. Иначе управляемый хаос в стране не прекратится никогда, и предсказание авторитетного израильского военного эксперта Мартина ван Кревельда о том, что конфликт в Сирии будет многолетним, как тридцатилетняя война Средневековья, сбудется.
Шабиха по-арабски – призрак. В западной прессе шабихой называют все лоялистские проасадовские формирования. И вкладывают в это понятие нечто среднее между бразильскими «эскадронами смерти» и украинскими «титушками».
Сирийская оппозиция иронически описывает внешний облик бойцов шабихи: белые кроссовки, характерный стиль бороды, сильный прибрежный алавитский акцент и подержанный старенький «Пежо».
Такое представление крайне далеко от реальности.
Нельзя считать «Шабиху» только алавитским ополчением, хотя первоначально она была действительно алавитской криминальной группировкой, контролировавшей западные районы Сирии, в том числе порт Латакию, где еще со времен Османской империи процветала контрабанда. Этот бизнес «держали» суннитские группировки под общим названием «Угада». После прихода к власти алавита Хафеза Асада группировки «Угада» были разгромлены сирийской спецслужбой — «Мухабаратом». Но вакуум экономической власти долго не держится. Поскольку Хафез Асад не смог или не захотел создавать правовое государство, а просто перенес административную гирю на алавитскую чашу весов, криминальную лакуну начали заполнять алавиты, компактно проживавшие в приморских областях страны. Создателем шабихи считают племянника Хафеза Асада - Фаваза.
Фаваз Асад стал жестоким диктатором Латакии. «Подвиги» его банды красочно описаны в работах американского эксперта по Сирии, профессора Джошуа Лэндиса. Таким образом, негативная сторона режима Башара Асада хорошо известна как на Западе, так и на всем Ближнем Востоке.
Сейчас шабихой называют не только выходцев из криминальных групп западной Сирии, но и все иррегулярные формирования, сражающиеся за Асада, то есть все отряды, так сказать, «ополченцев».
Сегодня полным ходом идет феодализация Сирии и переход реальной власти на местах в руки этнокофессиональных криминальных и полукриминальных группировок.
Обучение бойцов шабихи (если уж употреблять этот термин) ведут офицеры иранского корпуса стражей исламской революции (КСИР). На стороне Асада также сражаются отряды «Басидж» - полувоенной иранской милиции и шииты из «Хезболлы».
Кланово-криминальная сторона сирийской действительности описывается лишь прозападными русскоязычными информационными ресурсами, что искажает представление о событиях в этой стране в российском экспертном и общественном мнении.
Если же принять во внимание все аспекты социального, конфессионального и экономического кризиса в Сирии и на Ближнем Востоке, то становится ясным, что одними, к тому же весьма незначительными, продвижениями на фронтах долгосрочного успеха Асаду или его преемникам не добиться.
Представляется, что любые попытки создать на территории Сирии подобие западной выборной демократии обречены на провал. Это настолько очевидно, что не нуждается в доказательствах. С другой стороны, в Сирии нет алавитских большевиков, которые могли бы поставить перед собой задачу перепрыгнуть из феодально-криминального настоящего в светлое будущее, где есть хоть какая-то социальная справедливость.
Зато такие «большевики» есть в Иране. Это элитный военно-религиозный орден – Корпус Стражей Исламской Революции. Один из его руководителей – легендарный генерал Касем Сулеймани (который, кстати, много раз посещал Россию) непосредственно участвует в боях в Сирии.
Если нельзя устроить в Сирии демократию по-европейски, то вполне возможно (нравится кому-то или нет) устроить там «демократию» по –ирански.
Если армия Асада и ее союзники добьются успеха, у них, в сущности, не будет выбора. Криминально-клановый режим может держаться только на штыках и на репрессиях, что ненадежно и зыбко. А филиал иранской теократической республики может быть вполне жизнеспособен. Великие аятоллы воспринимают эзотерическое вероучение алавитов вполне толерантно. Понятно, что в таком случае контроль надо всей Сирией Асаду (или любому другому) восстановить не удастся. Но это невозможно при любых политических и военных раскладах. А лепить альянс с коалицией так называемой умеренной оппозиции – значит плясать под американскую дудку и генерировать нескончаемый управляемый хаос.
Пока еще о победе Асада говорить более чем преждевременно. Но даже в такой ситуации стоит заглянуть в будущее. На этом основано стратегическое мышление, которого явно не хватает не только Башару Асаду.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.