24 августа Турция начала войсковую операцию на севере Сирии в районе города Джарабулус. С началом операции совпал визит в Турцию вице-президента США Джо Байдена, в ходе которого был достигнут компромисс в позициях двух стран.
Байден сообщил турецким руководителям, что Фетхюллах Гюлен желает переехать из США в другую страну, и что США давно призывали Турцию силовым путем закрыть границу с Сирией именно на том участке границы, где Турция ввела свои войска. Осудил Байден и попытку переворота. Байден коснулся курдской темы, заявив, что США дали понять курдским формированиям YPG, что после захвата города Манбидж им следует уйти с правого берега Евфрата.
Безусловно, все эти нюансы были согласованы заранее и поэтому турецкая операция сразу же началась при поддержке американской авиации.
В этой связи уместно отметить, что сирийские курды пользуется поддержкой США, а вот Анкара считает курдские Отряды народной самообороны (YPG) в Сирии своими врагами. Президент Эрдоган выступил с заявлением, сказав, что целью операции является не только ИГИЛ (запрещена в РФ), но и курды.
Самое удивительное, что вторжение Турции в Сирию, похоже, было согласовано с боевиками ИГИЛ (запрещена в РФ). Иначе, как объяснить, что все силы ИГИЛ в Джарабулусе, кроме небольшого гарнизона в сотню бойцов из местных жителей были выведены в Эль-Баб, что на полдороге от Джарабулуса к Алеппо
Французский военный блогер Аллен Жюль отметил, что никто не видел в окрестностях Джарабулуса ни знамени ИГИЛ, ни их бойцов:
«Все деревни, окружающие Джарабулус были взяты Свободной сирийской армией (FSA), без реальных боевых действий, если не считать схваток с курдами, их бывшими союзниками из Сирийских демократических сил (СДС)».
Британское издание «The Independent» сообщило, что во время боев за Джарабулус от турецких авиаударов погибло не менее 40 мирных жителей.
Поддержка США антикурдской операции турок объясняется тем, что те в мае этого года вместо желательного Обаме наступления на Ракку перешли на левый берег Евфрата и взяли Манбидж.
Вначале курды храбрились и заявляли, что войска из Манбиджа не выведут, но очень быстро сообразили, что противостоять американо-турецкой коалиции не силах и начали отвод своих сил.
Как выяснилось вскоре после начала турецкого вторжения, турецкая армия шла во второй линии вслед за бойцами ССА, обеспечивая поддержку в случаях непредвиденных осложнений. Но таких осложнений не возникло, так как курды понимали, что против армейских частей турецкой армии, одной из сильнейших в мире, им не устоять. Таким образом, за одни лишь первые сутки наступления турки очистили территорию вблизи своей границы размером 60 на 40 километров.
Нет никакого резона сочувствовать строптивым курдам и у Москвы. Ведь печально известный марш-бросок российско-сирийской ударной группы на Ракку был затеян именно из расчета, что туда двинутся и отряды курдов, что сделает положение ИГИЛ в Ракке критическим и превратит задуманный марш-бросок в легкую прогулку. Вездесущая разведка ИГИЛ сразу же информировала свое руководство, что угрозы Ракке нет, и тогда джихадисты нанесли сокрушительный удар (которому позавидовал бы Роммель) по медленно бредущим по пустыне воинам Асада и российским «ихтамнетам». Сейчас Москва испытывает, видимо, определенное злорадство, наблюдая как «недоговороспособные» курды наказываются вновь ставшим нашим партнером Реджепом Эрдоганом.
После быстрых первых успехов турки приостановили боевые действия и выдвинули курдам ультиматум: отойти от турецкой границы в Северном Алеппо на протяжении 110 километров на 40-60 километров. Для подкрепления этого ультиматума в Сирию движутся колонны турецких танков.
YPG начала вывод своих подразделений из Манбиджа, а вдохновленные своим успехом руководители ССА заявляют, что готовы преследовать курдов и на левом берегу Евфрата, вплоть до захвата контролируемого ими города Кобани. Если учесть, что курдский Кобани не смогли взять даже джихадисты ИГИЛ, то эти бравые заявления носят скорее пропагандистский характер.
Тем не менее, ССА уверенно продвигается к Манбиджу при поддержке турецких танков и американской и турецкой авиации. Сообщается об уничтожении 24 членов YPG и нескольких пленённых, в районе трёх селений севернее Манбиджа. Как сообщает Syrian Observatory for Human Rights, «сирийской оппозиции и турецким танкистам удалось выбить курдов из деревень аль-Амарна и Айн аль-Байда. Курдское военное командование сообщило, что войска отошли, не вступая в бой».
Если турки и восстановившие с ними ситуативную дружбу США показали, что умеют добиваться поставленных целей, то остальные участники ближневосточной «игры», на мой взгляд, упорствуют в попытках достичь явно недостижимого.
Подразделения армии сирийского правительства при поддержке российских ВКС ведут бои с джихадистами в окрестностях Алеппо, но когда Турция получит полный контроль над Северным Алеппо (а это вопрос времени), то ключи к Алеппо окажутся в руках Эрдогана, который после визита Байдена восстановил политический консенсус с США.
Как только курды уйдут на левый берег Евфрата, подразделения проамериканской коалиции, при безусловной турецкой и американской поддержке просто окружат отряды Асада под Алеппо и вынудят его вывести свои войска с этого направления, если к тому времени они еще не будут перемолоты в бесплодных атаках на джихадистов. Из Хасеке Асад уже уходит по заботливо предоставленному ему курдами (!) коридору.
В среднесрочной перспективе, после взятия Ракки силами ССА и Турции (этого требуют США) и неизбежной потере контроля за провинцией Алеппо, наступит черед Дамаска, и вряд ли Асад сможет удержаться в своей столице.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.