Старейшины Мосула
В осажденном войсками проамериканской коалиции иракском городе Мосул вспыхнул мятеж, как пишет в своем твиттере сирийская правозащитная организация Sound@Picture.
Это сообщение нуждается в подтверждении и носит довольно неоднозначный характер: «Naqshbandiah army launch armed revolution inside the city, and take responsibility of many assassinations» («Армия Накшбанди подняла вооруженное восстание в городе и взяла на себя ответственность за многие убийства»).
Несколько дней назад информационные агентства сообщили о массовой казни на территории военного лагеря Эль-Газлани в центральной части провинции Найнава, столицей которой является Мосул, 80 человек, бывших членов партии БААС, несогласных с идеологией ИГИЛ (запрещена в РФ).
Армия Накшбанди является частью Верховного командования джихада и освобождения – подпольной армии, возглавляемой Иззатом Ибрахимом аль-Дури, бывшим заместителем Саддама Хуссейна на посту председателя Совета революционного командования и секретарем партии БААС.
Армия Накшбанди действует в Мосуле вполне легально, выполняя полицейские функции. Сегодня ее численность достигает 10 тысяч человек, причем это местные уроженцы.
Исторически ИГИЛ на этапе своего возникновения был частью Верховного командования, и формально является его подразделением. Во время захвата Мосула джихадистами Армия Накшбанди оказала им содействие и затем сформировала городскую администрацию.
Накшбандия - суфийское братство (тарикат), получившее это название в конце XIV века по имени Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари (ум. в 1389). Бахауддин Накшбанди возродил и дополнил рядом положений теории и практики, заимствованных у тариката Ясавия, мистическое учение Абдул-Халика аль-Гидждувани, а также заложил основы организационной структуры братства. Накшбандия — одно из 12-ти материнских братств суннитского толка.
Мировоззрение тариката представляет собой соединение и адаптацию «умеренного» городского мистицизма, отражённого в доктринах Абдул-Халика аль-Гидждувани, и кочевого «тюркского» — Ахмада аль-Ясави.
В вопросе отношения к властям, Накшбандийский тарикат остается единственным братством, которое считает обязательным вступать в контакт с властями для того, чтобы влиять на их политику в отношении народных масс.
В Ираке распространены два главных тариката суннитского суфизма: Накшбандия и Кадирия, имеющие в иракском обществе глубокие корни.
Иракские суфии Накшбандии начали готовиться к партизанской войне еще в 2002 году. Именно боевики армии Накшбанди (АН) атаковали из гранатометов на рассвете 26 октября 2003 г. отель «аль-Рашид»в Багдаде , где остановился Пол Вулфовиц, занимавший тогда пост заместителя министра обороны США. Погибло много американских военных, в том числе один генерал. В 2004 году АН участвовала в сражениях при Фаллудже и Самарре. АН не имеет единого командования - сетевая структура делает ее малоуязвимой для иностранных спецслужб. «Силой суфиев-воинов является их вера, аскетизм, умение быть выше национальных и сектантских барьеров и помощь опытных военных, получивших подготовку в правление Саддама Хуссейна».
Иракские накшбандийцы, создавшие Армию Накшбанди, до сих пор не координировали свои действия с орденом Накшбандия, главой которого формально является муфтий ливанского происхождения Назим аль-Хаккани. Эта суфийская организация численно невелика, но хорошо представлена в интернете, и ей фактически руководит зять Назима аль-Хаккани Хишам аль-Каббани, проживающий в США. Эти накшбандийцы, как пишет известный французский разведчик-востоковед Жиль Мунье, являются «настоящими идолами американских неоконсерваторов: Кондолизы Райс, Пола Вулфовица и Ричарда Перла».
В 2002-2003годах аль-Каббани и его сторонники призывали к свержению Саддама Хуссейна, затем стали поддерживать войну с терроризмом. В октябре 2003 года аль- Каббани участвовал в совещании в Вашингтоне, где рассматривались вопросы использования суфистских организаций для продвижения американских интересов на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. В совещании участвовали Ричард Чейни, брат американского президента Джебб Буш, Залмай Халилзад, будущий посол США в Афганистане. После этого совещания аль-Каббани объявил о создании «всемирного руководства братства Накшбандия», а также «Высшего Исламского совета Америки» (ISCA) с целью «противодействия экстремизму». Его президентом стал бывший советник американского посольства в Кабуле Хедие Мирахмади.
Нельзя исключить, что, понимая неизбежность падения Мосула под натиском превосходящих сил проамериканской коалиции, суфии из армии Накшбанди подняли вооруженной восстание против ИГИЛ, а массовая казнь 80 бывших баасистов была попыткой это восстание подавить.
Нужно учесть, что одной из главных стратагем американских военных является знаменитая максима Филиппа II Македонского: «осел, груженный золотом, возьмет любую крепость». При штурме Триполи и Багдада, Пентагон и ЦРУ умело организовывали мощную поддержку местной пятой колонны. Скорее всего, аль-Каббани по своим каналам сумел убедить лидеров Армии Накшбанди в бессмысленности дальнейшего союза с ИГИЛ и напомнил им изречение мудрого шейха Абу Саида аль-Басри: «крупинка осмотрительности лучше многодневных молитв и поста».
Если мятеж мосульских суфиев действительно состоялся, то это поможет им избежать конфликта между суннитским населением Мосула и подразделениями шиитов, которые участвуют в наступлении на город. После взятия Фаллуджи шиитские боевики устроили там настоящую резню, масштабы которой тщательно скрываются американским командованием.
Пентагон ставит задачу взять Мосул или хотя бы захватить его ключевые центры к 8 ноября, когда состоятся президентские выборы в США. Когда эта цель будет достигнута (сомневаться в этом не приходится), подразделения джихадистов, которым скорее всего дадут зеленый коридор для выхода из Мосула, скорее всего перейдут на территорию Сирии и предпримут попытку взять штурмом Дейр-эз-Зор, где уже долгое время держит оборону окруженный со всех сторон гарнизон армии Башара Асада.
Никаких реальных шансов разблокировать этот город у сирийской армии нет. Поэтому каждый успех проамериканской коалиции в Ираке приближает грядущие осложнения для правительства Сирии и для его союзников, прежде всего России.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.