globallook
Впервые после распада СССР Узбекистан стоит на перепутье – в воскресенье в стране Шелкового пути проходят выборы нового президента. И впервые в бюллетенях не стоит имя Ислама Каримова – его место должен занять новый человек.
На пост президента балотируются трое - бывший в течение последний 13 лет премьер-министром Шавкат Мирзиёев, исполняющий обязанности президента, два мало известных политологам конкурента – Хотамийон Кетмоев и Нариман Умаров, бывшие неизменными соперниками Каримова, и критик Миризиёева Сарвар Отамуратов. Иностранные журналисты на выборы практически не допущены – узбекский режим считается западными политологами одним из самых репрессивных в мире на сегодняшний момент, пишет ВВС.
Накануне выборов в Праге состоялся Круглый стол, посвященный будущему Узбекистана, на котором собрались узбеккие политологи в изгнании – Бахтияр Нишанов, заместитель руководителя Института Евразии в США, Алишер Сидик, известный журналист, специалист по странам Шелкового пути, и другие специалисты, рассказало Radio Free Europe (Свободная Европа). Политологи не сомневаются в победе Мирзиёева, однако отмечают особо, что главным признаком перемен и должен стать процент, с которым он победит – 99% Каримова означали бы неизменность политики, однако перед Узбекистаном стоят столь серьезные экономические проблемы, что даже 60% не будут удивительным, а скорее прагматичным результатом, положительным сигналом инвесторам. По мнению правозащитников, скорее всего Мирзиёев в качестве знака выпустит также политзаключенных – особой демократизации ожидать не стоит, но определенные шаги вероятны.
Выборы, по мнению корреспондентов ВВС, проходят спокойно – сторонникам Мирзиёева удалось подготовить ситуацию. Еще перед смертью Каримова, многие специалисты по Средней Азии опасались захвата политического пространства сторонниками различных радикальных течений – от прососветских до исламистских, но, судя по всему, борьбу кланов удалось пока притушить. Исчезновение с политического пространства дочери Каримова Гульнары – тому свидетельство: по ее поводу курсировало множество слухов, вплоть до убийства, но что случилось – до сих пор не ясно. Кроме того, в самой стране упорно циркулируют слухи о переходе бизнеса Лолы Каримовой и ее мужа в руки сына Мирзиёева – надо отметить, что узбекские элиты не возражают против перемен, дающих им иллюзию стабильности.
Перед Узбекистаном стоят огромные экономические и политические проблемы – экономика страны пребывает в упадке, отношения с Таджикистаном крайне натянутые и периодически вспыхивающие на границе стычки несут большую опасность – войны странам не перенести, да и для России это слишком опасно. Застарелый конфликт с Таджикистаном тянется еще со времен Шелкового пути, когда воточные княжества делили Бухару и Самарканд. И, конечно, напряженности добавляет никуда не девшийся наркотрафик из Афганистана.
Проведение границ в СССР, создание в первые годы поглощения Средней Азии автономной Таджиксой республики заложили часовой механизм под древние конфликты. А при распаде СССР сразу встал вопрос о принадлежности Рангунской плотины – в Узбекистане не хватает воды, а Таджикистан выживает за счет торговли электричеством с соседними странами. Конфликт столь глубок, что построенная Китаем железная дорога по требованию узбеков идет вдоль границы с Таджикистаном, но ни на пядь не заходит на его сторону, а таджики хотят привлечь китайские инвестиции в строительство отдельной шоссейной дороги, огибающей Узбекистан.
Пока Мирзиёев в своих предвыборных обещаниях явно склоняется к построению мирной политики с Таджикистаном и даже намекал на вложения в ремонт Рангунской плотины и ее совместное использование. Основных инвестиций узбеки ожидают от Запада и Китая, поэтому перед новым президентом стоят очень сложные задачи. Россия, увы, в последнее время теряет свое значение, как партнер – ранее Каримов поддерживал российскую политику с энтузиазмом, ибо огромное количество узбекских рабочих в России приносили существенный доход и кормили семьи, и можно было ничего не менять. Российский кризис нанес существенный удар по доходам простого узбека – и ставки приходится делать уже на китайцев, а также западных туристов, готовых с энтузиазмом ехать в сказочные Бухару и Самарканд.
Политологи надеются, что последнее решение ЮНЕСКО – включение плова в сокровищницу Культурного наследия – отличный знак, ибо это блюдо с одинаковым успехом готовят и узбекские, и таджикские повара. Гораздо надежнее обмениваться рецептами, чем пулями… Нишанов и Сидик дружно выбрали плов наиболее желанным будущим, остается надеяться, что новый узбекский лидер с ними согласен.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.