Фото: globallookpress
2017 год запомнился множеством ярких событий. Целый ряд политиков отметились яркими действиями, так что список кажется неполным. Однако надо же было кого-то выбрать. «Суть событий» предлагает свою версию 12 мировых политиков года.
Дональд Трамп
Президент США уже по своему статусу должен возглавлять подобный список. Дональд Трамп в плане присутствия в мировых СМИ не подкачал. Но вот удачным его дебют на политической арене назовёшь едва ли. Внутри собственной страны его не ругает и не высмеивает только ленивый – даже в стане вроде бы родной Республиканской партии он не имеет поддержки. Иногда кажется, что американский лидер пытается управлять страной как корпорацией – но это всё-таки разные вещи.
На мировой арене Трамп тоже не показал себя удачливым деятелем. Признал Иерусалим столицей Израиля – и вызвал резкое обострение обстановки на Ближнем Востоке. Ругал Китай – но помчался в Пекин при первой возможности. Страны Евросоюза тоже его не жалуют. Назвать успешными переговоры с Владимиром Путиным тоже язык не повернётся. В России возлагали на него большие надежды, но отношения с США при Трампе, кажется, стали хуже, чем даже при Бараке Обаме. В общем, куда ни посмотри – удач не видно.
Си Цзиньпин
Председатель КНР попал в список не только потому, что руководит страной, имеющей вторую экономику мира. В уходящем году «товарищ Си» всячески укреплял своё влияние как внутри Китая, так и за его пределами. Съезд Компартии подтвердил его полномочия на следующие пять лет, а сам он тем временем пристально заботится о том, чтобы на постах и в экономике, и в политике, и на губернаторском уровне присутствовали его люди. И не исключено, что негласно он ещё долго останется руководить Поднебесной – куда больше пяти оставшихся по закону лет.
На мировом уровне Китай тоже заявил о себе более чем громко. Так, в африканской стране Джибути появится первая китайская военная база за пределами страны. Китайский спецназ участвовал в уничтожении боевиков в Сирии. О роли КНР в разрешении проблемы КНДР и говорить нечего. С визитом к Си Цзиньпину приезжали и Владимир Путин, и Дональд Трамп, и много ещё кто. Экономика КНР растёт, так что миллиардный гигант сделал значительный шаг к укреплению своего положения в мире.
Мариано Рахой
Для лидеров крупных стран Европы год выдался тяжёлый, но особенно непросто пришлось премьер-министру Испании. Весь год на устах едва ли не всего континента было одно слово: «Каталония». На ставший почти вечным вопрос о статусе самой развитой области страны наложился ещё и августовский теракт в Барселоне, который обозначил целый ряд вопросов к испанскому руководству. Но внимание быстро вернулось к теме каталонского сепаратизма, и тут вопросов к Рахою стало ещё больше.
Референдум 1 октября ему удалось сорвать, он ввёл прямое управление регионом из Мадрида. От действий силовиков пострадали более тысячи человек, ряд видных сепаратистов или сели в тюрьму, или бежали из страны. Рахой категорически отверг вариант федерализации страны, но жёсткие меры не помогли. Выборы 21 декабря закончились успехом сепаратистов, а сторонники испанского премьера получили в Каталонии всего 4% голосов. Будущее региона стало головной болью для всего Евросоюза, и едва ли в Брюсселе поблагодарят Рахоя за это.
Роберт Мугабе
93-летний президент Зимбабве до ноября 2017 года оставался старейшим руководителем государства в мире. Его супруга как-то сказала, что он может править, даже став трупом. Но судьба распорядилась иначе. Казавшегося «вечным» президента сверг его давний соратник Эммерсон Мнангагва по прозвищу «Крокодил». Редкий для Африки случай: переворот прошёл бескровно, руководившего страной 37 лет Мугабе просто поместили под домашний арест и вынудили уйти.
Мугабе войдёт в историю как правитель, сумевший всеми правдами и неправдами удерживать власть даже в тот момент, когда здоровье стало хромать. Но его наследие, мягко говоря, не впечатляет. Он принял Зимбабве одной из богатейших стран Африки, а «сдал» образцом нищеты и гиперинфляции. Купюры с десятью нулями вызывали насмешку во всем мире. Истребление белых фермеров как «носителей колониального духа» на деле обернулось крахом. И Китай, для которого Мугабе вроде бы считался «своим», спасать его не стал.
Башар Асад
Президент Сирии постоянно появляется среди политиков года, но на сей раз ему действительно есть, чем похвастаться. Если пару лет назад его дни считали сочтёнными, то сегодня ему удалось вернуть контроль над большей частью территории страны. Едва ли Асаду и его войскам удалось бы добиться этого без поддержки России и Ирана, но факт есть факт. Территория, контролируемая запрещённым в России и ряде других стран «Исламским государством», сократилась во много раз, а крупнейшие города страны сирийская армия вернула.
Весь вопрос в том, сумеет ли Асад развить успех. Врагов у него хватает и внутри страны, и за её пределами. Сумеет ли он примириться с недовольной его политикой частью суннитов и курдами? Сможет ли сам, без поддержки России и Ирана, контролировать страну? Однозначно ответить нельзя. А уж что ему точно не удалось – так это добиться широкого признания в мире. США, Евросоюз, Турция, Саудовская Аравия разве что пока терпят его, но иметь с ним дело по-прежнему не желают.
Эммануэль Макрон
На момент прихода к власти новому президенту Франции исполнилось всего 39 лет. Многие в Европе смотрели на него как на человека, способного вдохнуть свежую струю в континентальную политику, поспособствовать упрочению европейской интеграции и остановить рост крайне правых партий. Но жизнь показала, что народная любовь – штука переменчивая. Если летом партия Макрона «Вперёд Республика» выиграла выборы, то к осени он растерял половину поддержки. А среди самых популярных людей Франции 2017 года президент занял… 34-е место.
Внутри страны популярность Макрона подкосила реформа трудового кодекса, его весьма часто называли «президентом богатых». На международной арене французский президент, учитывая правительственный кризис в Германии, попытался взять бразды правления ЕС в свои руки. Он пробовал добиться прорыва по Украине, говорил о ситуации в Йемене, принял в Париже «для жёсткого разговора» президента России, попытался внедрить общеевропейскую программу интеграции беженцев. Но пока всех ожиданий он не оправдал.
Ким Чен Ын
Имя руководителя Северной Кореи не сходило со страниц мировой прессы целый год. Оно и понятно: помпезный военный парад по случаю дня создания КНДР не мог не произвести впечатление. Но ещё больше подействовала на другие страны информация, что у Ким Чен Ына появились ракеты, которые способны как минимум поразить американскую военную базу на тихоокеанском острове Гуам, а как максимум – достичь Лос-Анджелеса и Сан-Франциско.
Спокойствия региону не добавили и резкие выпады в адрес Кима со стороны Дональда Трампа, а также совместные учения США и Южной Кореи, на которые КНДР угрожали ответить «сокрушительным ударом». Потом последовали новые санкции ООН в адрес Кима, но он так и не остановил свою ракетную программу. В принципе, в таком «обмене любезностями» нет ничего нового, но как-то в 2017 году стало тревожно. Вдруг у какой-то из сторон сдадут нервы…
Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд
Король Саудовской Аравии оставался в центре внимания на протяжении целого года. Есть тому целый ряд как внутренних, так и внешних причин. Чего стоит одно только снятие запрета на вождение автомобиля для женщин, чему местные улемы сопротивлялись годами. Или же арест сразу 11 принцев по обвинению в коррупции. Причём принцами дело не ограничилось. Другое дело, что некоторые подозреваемые всё-таки смогли откупиться.
На международной арене король Салман тоже развёл бурную деятельность. С одной стороны, именно его навестил Трамп в ходе своей первой зарубежной поездки, и дело закончилось покупкой крупной партии оружия. С другой, в России Салман тоже побывал, и там по оружию договорился. Только вот оружие не очень помогало… В Йемене саудовские войска увязли всерьёз и надолго, оттуда даже по саудовской территории ракетами бьют. Да и санкции против Катара, введённые с саудовской подачи, пока не привели к полному ослаблению соседа.
Александр Вучич
Если кого-то считать образцом политика-эквилибриста, то это Александр Вучич. Он давно уже превратился в главного политика Сербии, а в этом году сменил премьерское кресло на президентское, убедительно выиграв выборы. Некоторые упрекают в диктаторских замашках, но на деле народ действительно его поддерживает (по крайней мере, пока). Ему не удалось сделать жизнь сербов сопоставимой со стандартами большинства европейских стран, но народные чаяния он ловил хорошо, да и вовне стремился угодить всем.
Опросы показывали, что сербы хотят сближения с ЕС, но одновременно по-прежнему питают тёплые чувства к России. Одно с другим плохо совместимо, но Вучич старался изо всех сил. Его люди вели переговоры с лидерами Косово, но край он пока не признал. Он разрешил через Сербию транзит войск НАТО, но в то же время приехал в Россию и заверял, что его страна ни за что не поддержит антироссийские санкции, хотя в ЕС он всё равно хочет. Удивительно, но пока под жёсткий шквал критики он не попал нигде.
Николас Мадуро
Латинская Америка в этом году не так часто привлекала наше внимание, но и там есть персонаж, деятельность которого обойти сложно. Весь год президент Венесуэлы «бодался» с оппозицией. Стремясь упрочить свою власть, он созвал Учредительное собрание, что вызывало протесты его противников, а США даже ввели против него ограничительные меры. Ближе к концу года венесуэльских дипломатов выслали из Канады и Бразилии. В поисках поддержки Мадуро приезжал в Россию, но едва ли у нас впрягутся за него так же, как за Асада.
Внутри Венесуэлы обстановка оставляет желать лучшего. Страна, лежащая почти на экваторе, в которой добывают нефть, где можно снимать три урожая в год, столкнулась с нехваткой продовольствия. За непродовольственными товарами и вовсе стоят огромные очереди, жители приграничных с Колумбией (отнюдь не образце благополучия) районов предпочитают закупаться там. Недавно случились перебои с мясом, в которых Мадуро обвинил… Португалию, вовремя его не приславшую. В общем, наследник у Уго Чавеса пока получается не самый путёвый.
Джордж Веа
Как это имя вообще оказалось среди политиков? Джордж Веа – лучший футболист Африки ХХ века, сделавший себе имя далеко за пределами родной Либерии – во Франции, Италии и Англии. Его беда в том, что партнёры по сборной так и не позволили ему ни разу сыграть на Чемпионате мира. Тем не менее Веа своей карьерой снискал себе безмерное уважение соотечественников, что позволило ему быстро переквалифицироваться из футболистов в политики.
Страна ему досталась непростая. Годами в ней шла гражданская война. Уровень безработицы достигал 85%, что являлось чуть ли не мировым рекордом. Политики грабили казну, а народ прозябал в нищете. Оставалась надежда на человека, который воровать не будет. В 2005 году Веа уже выдвигался на высший пост, но тогда проиграл. Однако со второй попытки удача ему улыбнулась. Что ж, впервые в мире страну возглавит футболист. Остаётся ждать, удастся ли ему руководить столь же эффективно, как и забивать голы?
Себастьян Курц
Может ли в Европе возглавить правительство человек, которому всего 31 год? Новому канцлеру Австрии удалось ответить на вопрос утвердительно. Впрочем, сенсации здесь не случилось, ведь Курц до того успел побывать самым молодым главой МИД в мире. Он пытался урегулировать кризис на Украине, сомневался в антироссийских санкциях, старался разрулить многочисленные спорные вопросы на Балканах. Однако огромную популярность принёс ему жёсткий подход к миграционному кризису.
Австрия в силу естественных причин считается ближайшим партнёром Германии, что не мешало Курцу ругать миграционную политику Ангелы Меркель. Он требовал ограничить приток мигрантов в Европу. Внутри своей страны он добился запрета на исламские детские сады и зарубежное финансирование мечетей. Курц не побоялся даже заключить коалицию с крайне правой, антииммигрантской Партией свободы. На недостаток внимания к своей персоне ему грех жаловаться, и теперь у него есть все шансы стать политиком общеевропейского масштаба.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.