Фото из Wikipedia
«Золотой мальчик», миллиардер, евроскептик, противник мигрантов, подозреваемый сразу и в русофобии, и в любви к России, «чешский Берлускони»… Всё это – Андрей Бабиш, первый словак во главе правительства Чехии. Личность многогранная и яркая, Европе (и нам заодно) скучно с ним точно не будет.
Последние пару месяцев Чехия занималась формированием правительства. Дело может затянуться ещё, но уже ясно, что «рулить» страной на пару с весьма харизматическим президентом Милошем Земаном будет ещё один яркий человек – премьер-министр Андрей Бабиш. Созданная им партия без чёткой идеологии ANO уверенно выиграла парламентские выборы осенью 2017 года, и теперь её основатель должен показать себя во всей красе. Благо, сравнивают его с самым Сильвио Берлускони.
Андрей Бабиш родился 2 сентября 1954 года в словацкой столице Братиславе в семье видного чехословацкого дипломата Штефана Бабиша. Отец будущего премьера много лет проработал в Швейцарии и Франции, благодаря чему мальчик учился не только в социалистической Чехословакии, но и в западных странах. В общем, жизнь при капитализме Бабиш познал с детства, так что любовь к предпринимательству могла зародиться в нём ещё в детстве. Оттуда же растёт и интерес к политике.
Представитель «золотой молодёжи» имел все возможности для того, чтобы построить удачную карьеру. Он окончил Экономический университет в Братиславе, и в 1978 году начался его трудовой путь. Первым местом работы Бабиша стало химическое предприятие PZO Chemapol Bratislava, переименованное впоследствии в Petrimex. Там будущий политик вступил в Компартию. Впоследствии в его адрес звучали обвинения, что он являлся агентов спецслужб социалистической Чехословакии под псевдонимом «Буреш»...
Вполне возможно, что со спецслужбами он сотрудничал. В конце концов, каждого человека, которого собирались послать на работу за границу, «вели» годами. Однако никаких доказательств того, что Бабиш как-то причастен, например, к преследованию диссидентов, никто так и не предоставил. Сам Бабиш тесное сотрудничество с «органами» отрицает. В 2014 году суд Братиславы вынес постановление, что доказательств такого сотрудничества нет.
В 1985 году Бабиша отправили в командировку в Марокко, где он работал чехословацким торговым представителем. Он успешно договаривался о поставках марокканского сырья для словацких химических предприятий в обмен на словацкие товары с более высокой добавленной стоимостью. По свидетельству очевидцев, он вёл себя совсем не по-социалистически. Видимо, сказалось французско-швейцарское детство. С работой своей он справлялся.
После того, как в 1989 году в Чехословакии пал социализм, Бабиш не спешил на родину. Однако та его «призвала», и он вернулся в Братиславу, чтобы возглавить Petrimex. Здесь он проявил завидное политическое чутьё. Предчувствуя распад страны, он организовал филиал своей компании в Праге – в Чехии ведь возможностей куда больше, чем в Словакии. Так решил и ушлый Бабиш, который с разделением единого государства предпочёл стать чешским предпринимателем.
Перебравшись в Прагу, он в самом начале 1993 года переименовал фирму в Agrofert, который и возглавил. Далее в его биографии следует «чёрное пятно», связанное с приватизацией некогда государственной собственности первоначальным накоплением капитала. Но учитывая связи Бабиша и в стране, и за рубежом, вряд ли стоит удивляться, что доступ к «кормушке» он получил. Тут были и фирмы-однодневки из Швейцарии, и разные конторы вроде «Рогов и копыт»…
Тем не менее доказать незаконность его финансовых операций официально тоже никто не смог. В результате Бабиш превратился в одного из богатейших людей бывших социалистических стран. В состав его холдинга входят порядка 250 компаний из Чехии, Словакии, Польши, Венгрии, Германии и Голландии. В них работает порядка 20 тысяч человек. Основа его империи – предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, а также химические заводы.
Деятельностью Бабиша давно и пристально занималось антимонопольное ведомство. В 2008 году его подловили на тайной встрече с его главой, но доказать факт подкупа снова никто не смог. В 2014 году от его холдинга принудительно отделили одну из компаний, но на размере его состояния это сказалось мало. В 2016 году оно оценивалось в 2,5 млрд евро, таким образом он стал вторым по богатству человеком в Чехии.
Добившись в бизнесе всего, пришло время Бабишу заняться политикой… Собственно, так в Италии поступил Сильвио Берлускони, с которым его стали сравнивать. Даже прозвище ему дали Babisconi, намекая на их сходство. Действительно, как и дон Сильвио, пан Андрей обладает прекрасно подвешенным языком. Кроме того, личная жизнь Бабиша – тоже не без «желтизны». В 1990-е гг. он развёлся и женился на даме на 20 лет моложе себя. От каждой из жён он имеет по двое детей. Но всё же до таких секс-скандалов, которыми изобилует биография Берлускони, Бабишу далеко.
В чём он повторил путь итальянца – так это в покупке крупных СМИ. В 2013 году он купил медиа-холдинг MAFRA, куда входят две крупнейших чешские газеты Mladá fronta DNES Lidové noviny. Принадлежит ему и музыкальный телеканал. В общем, он стал воздействовать на самые разные категории граждан. Разве что футбольный клуб покупать не стал, но в Чехии едва ли может появиться клуб, равный по силе «Милану». Страна маловата…
Покупка медиа-активов случилась как раз вовремя. Ещё в 2011 году он основал партию «Действие недовольных граждан», которая в чешской аббревиатуре ANO также означает «ДА». Программа партии была чисто популистской – Бабиш и его сторонники обещали сразу и пособия бедным увеличить, и налоги снизить, и с Евросоюзом договариваться, и не позволять европейским чиновникам слишком уж сильно ограничивать чешскую независимость.
Бабиш привлёк под свои знамёна ряд известных в стране людей – актёров, спортсменов, предпринимателей. Осенью 2013 года его партия впервые приняла участие в выборах, и первый блин вышел отнюдь не комом. ANO, набрав почти 19% голосов, заняла второе место и вошла в правящую коалицию. Сам Бабиш занял в правительстве пост министра финансов и вице-премьера, его соратник, актёр Мартин Стропницкий стал министром обороны.
«Я мог бы быть более влиятельным, если бы не занимался политикой. Тогда я мог бы использовать свои газеты и лоббировать свои интересы, влияя на политиков. Теперь я знаю, как они это делают», - произнёс Бабиш, уже став министром. Но отношения со старожилами чешской политики у него не сложились. Многие его воспринимали как выскочку и нувориша. Примерно так же воспринимали и Берлускони в Италии. Разве что с президентом Земаном у Бабиша «сложилось» ещё в конце 1990-х гг. Удивительно, но два ярких человека действительно ладят друг с другом.
И точно так же, как и под дона Сильвио, под Бабиша усиленно «копали» на протяжении 2014-2017 гг., когда он работал вице-премьером. Именно в этот период особенно часто говорили про его связи со спецслужбами социалистической Чехословакии, и о сомнительных делах 1990-х гг., и о попытках кого-то подкупить в 2000-е. Однако он отвергал все обвинения, и, чтобы уж точно обезопасить себя, перевёл свои активы в управление частному инвестиционному фонду. (Чиновникам в Чехии запрещается иметь крупные счета за границей и заниматься бизнесом - Ред).
Народ парадоксально верил богатею. И ведь нет среди чехов такого уж почтения к зажиточным. Но Бабишу всё сходило с рук. Причину популярности Бабиша можно объяснить. В отличие от российских олигархов, он сделал своё состояние не на продаже то, что находится в недрах родины, не на нефти, газе, золоте или алмазах. То, что делали фирмы пана Андрея, можно было встретить почти в любом магазине, и товары его отличались и отличаются высоким качеством.
Плюс ко всему Бабиш оказался хорошим министром финансов. За время его руководства чешская крона показывала большую устойчивость, чем доллар или евро. Уровень инфляции и безработицы в Чехии оставался одним из самых низких в Европе (а то и в мире). Страна счастливо избегала крупных экономических потрясений, через которые прошли многие на континенте. Так что «олигарху» действительно было, что предъявить своему избирателю.
Кроме того, Бабиш успешно «оседлал» страхи чехов перед миграционным кризисом, захлестнувшим Европу в 2015-2016 гг. Так, после теракта в Берлине в конце 2016 года он прямо назвал его виновницей канцлера Германии Ангелу Меркель и её политику. Он в крайне резких выражениях требовал того, чтобы Евросоюз не смел навязывать Чехии какие-либо квоты на приём беженцев. Тем самым словак Бабиш приобрёл ещё и ореол защитника чешских национальных интересов.
В мае 2017 года Чехию потряс скандал с тратой двух миллионов евро, выделенных по линии ЕС. Бабиша обвинили в нецелевом использовании средств, начали против него следствие, и он вынужден был подать в отставку. Однако данное событие не поставило крест на его карьере. Напротив, рейтинги теперь уже опального политика-богатея поползли вверх. В итоге на выборах октября 2017 года его партия ANO с почти 30% голосов уверенно заняла первое место, почти втрое опередив ближайших преследователей.
Работать с Бабишем хотели немногие, но народ его ценит… И президент Земан его ценит. Так что в декабре глава государства назначил его премьером. Судя по всему, на этом посту Бабиш проработает в любом случае – при поддержке парламента или без оной. Техническим главой кабинета харизматический предприниматель точно не станет. И уже в силу должности ему придётся определять и внешнюю политику страны, чёткого представления о направлении которой у него, кажется, ещё нет.
Удивительно, но Бабиша зачисляли и в русофобы, и в «агенты Кремля». И это неудивительно. С одной стороны, в 2014 году он резко осуждал присоединение Крыма к России, сравнивая его с захватом Гитлером ряда районов Чехословакии в 1938 году. С другой, уже год спустя он выражал сомнение в действенности антироссийских санкций, отмечая, что они наносят вред и чешской экономике, и экономике всего ЕС. «Я не друг России», - категорически заявил он. Но что будет на самом деле – может показать только время.
Противоречиво и его отношения с Евросоюзом. С одной стороны, Бабиш всячески подчёркивает важность взаимодействия с Брюсселем. С другой, он выступает категорически против дальнейшего углубления европейской интеграции и передачи ЕС новых полномочий. Он по-прежнему всячески ругает Меркель и Евросоюз за миграционную политику, и не хочет менять крону на евро. О США он говорит подчёркнуто вежливо, но, скажем, о желании увидеть в Чехии американские военные объекты Бабиш не заявлял.
Сам новый глава чешского правительства о своих планах говорит загадочно: «Я добился в своей жизни всего, что хотел. И мне не нужно убеждать себя в том, хороший я или плохой. У меня сейчас другая мотивация. Человек всегда хочет добиться того, чего у него нет. У меня есть большая компания, я богат, я успешен в политике».
Посмотрим, чего же от него ожидать. Пока же «чешский Берлускони» скорее напоминает «кота в мешке», готового судиться с любым, кто сравнивает его с доном Сильвио. Но все шансы приблизиться по яркости к итальянскому коллеге у него есть.
Вадим Трухачёв,
старший преподаватель факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.