globallookpress.com
14 июля президент России Владимир Путин встретился в своей загородной резиденции Ново-Огарево с советником верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи по международным вопросам имамом Али Акбаром Велаяти. В ходе встречи обсуждались «вопросы двустороннего российско-иранского взаимодействия», а также, как сообщается на официальном сайте Кремля, ситуация в регионе, включая положение дел в Сирии.
«Была подтверждена приверженность Совместному всеобъемлющему плану действий в отношении иранской ядерной программы», - говорится в сообщении.
Имам Велаяти принял также участие в очередном заседании Валдайского клуба и ответил на вопросы журналистов о перспективах иранского присутствия в Сирии и Ираке. Присутствие Тегерана в Сирии и Ираке будет длиться до тех пор, пока власти этих стран не перестанут нуждаться в помощи иранских военных советников, заявил Велаяти, сообщает «Интерфакс».
Советник рахбара Ирана также подчеркнул, что Иран находится там «по приглашению легитимных правительств Сирии и Ирака».
«И тогда, когда они скажут, что наши военные советники им не нужны, у Ирана не будет сомнений, чтобы оттуда выйти», - сказал он.
Велаяти также добавил, что вслед за Тегераном из Сирии ушла бы и Москва, и в таком случае руководство арабской республикой захватили бы террористы.
Мы уже писали о том, что на предстоящей встрече с Владимиром Путиным Президент США Дональд Трамп хочет предложить ему «сделку» по Сирии, суть которой состоит в создании «зон отчуждения» на юго-западе Сирии. Это позволит США вывести свои войска из Сирии, а также «заставить» Иран покинуть эту страну.
Изгнание Ирана из Сирии является основным приоритетом плана Трампа по выводу американских войск из региона, и, по замыслу американцев, Россия должна блокировать иранских прокси в Сирии.
Симптоматично, что в среду, 11 июля, то есть за день до встречи Путина и Велаяти, с президентом РФ встретился премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. который прибыл в Москву с просьбой ограничить иранское присутствие в Сирии, как сообщает польская «Gazeta Wyborcza» в переводе «ИноСМИ».
Прибытие в Москву иранского дипломата встревожило и Аргентину, которая официально потребовала от России выдать ей Али Акбара Велаяти, которого в Аргентине считают причастным к нападению на еврейский культурный центр в Буэнос-Айресе в 1994 году, в результате чего погибли 85 человек. В то время Велаяти возглавлял МИД Ирана. По мнению властей Аргентины, Велаяти был одним из идейных вдохновителей этого теракта.
То, что аргентинские власти внезапно вспомнили о событиях четвертьвековой давности, скорее всего говорит о том, что их демарш инспирирован тем же Трампом, привыкшим действовать таранными методами.
На сей день у Ирана, однако, есть солидная поддержка со стороны Евросоюза, который заинтересован в поставках иранской нефти и, как ни странно, НАТО. В недавнем интервью немецкому журналу «Шпигель» генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что НАТО не будет помогать Израилю в случае вооруженного конфликта с Ираном.
В экономической конфронтации с США Иран рассчитывает, как надо пошагать, на поддержку России и Китая, Евросоюза и Великобритании, с которым Дональд Трамп сегодня жестко противостоит. Однако, международное сообщество солидарно в том, что у Трампа не было оснований отказываться от ядерной сделки с Ираном, и хочет сохранить это соглашение даже вопреки нынешней позиции США.
Однако, по мере затухания войны в Сирии, совпадающих интересов у России и Ирана становится с каждым днем все меньше и меньше. Иран в ходе кровопролитных боевых действий захватил огромные сирийские территории, создав подконтрольный ему «шиитский коридор» от западных границ Ирана до средиземноморского побережья Ливана, который он уже начал заселять шиитскими переселенцами.
Если перелистать всю историю боев на Ближнем Востоке, то выясняется любопытная картина. «Бои между наемниками и правительственными войсками в Сирии происходят только там, где, в частности, проходят или запланированы важные трубопроводы», - пишет авторитетный военный аналитик Борис Рожин.
Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини во время визита в Тегеран в апреле 2016 года дала интервью иранскому агентству Tasnim, в котором сказала: «Мы были первыми партнерами Ирана в области экономики, торговли и инвестиций, и мы хотим снова ими быть... Так как мы расширяем наше торговое и инвестиционное сотрудничество с Ираном, то нам также нужны наши банки, чтобы сопровождать эти процессы. Не только с иранской стороны, но и с европейской стороны это воспринимается как очень важная тема, которая считается приоритетом».
Таким образом, вытеснение Ирана, которое США ставят во главу угла в предполагаемой сделке по Сирии, не отвечает интересам не только Ирана, но и Евросоюза. Если Иран получит свободный выход к Средиземному морю, то это сделает поставки его углеводородов в Европу более стабильными и гарантированными, чем транзит через беспокойный Персидский залив.
Как бы то ни было, в преддверии встречи 16 июля Трампа и Путина в Хельсинки, ситуация остается, так сказать, подвешенной. Шансов на сердечное согласие двух лидеров по сирийской тематике практически нет.
Тем не менее, эта встреча даст обоим лидерам серьезный имиджевый результат, и скорее всего, дело этим и ограничится.
А борьба за контроль над стратегическими энергетическими магистралями продолжится и дальше на полях сражений. Ведущий западный военный аналитики Мартин ван Кревельд еще в 2014 году прогнозировал, что война на Ближнем Востоке затянется на долгие десятилетия в силу большого числа ее участников, интересы которых почти ни в чем не совпадают.
В этом свете важно понять, насколько отвечает российским интересам участие в затяжном конфликте на отдаленном от границ РФ театре военных действий при полной невозможности достичь в нем военной победы в силу подавляющего военного превосходства главного модератора региональных сценариев – США.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики, эксперт академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: