В условиях непростой экономической ситуации, а вслух говоря, серьезного кризиса, российское правительство делает все возможное, чтобы поддержать отечественный ВПК. Это вызвано и возможной внешней угрозой, и тем, что мощный и динамично развивающийся военно-промышленный комплекс с серьезным экспортным потенциалом может стать локомотивом для стагнирующей экономики.
Однако, не всегда удается вовремя затыкать «дыры» в военном бюджете. Резонансные скандалы вокруг запутавшихся в долгах «Уралвагонзавода» и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева тому свидетельством. Коррупционная и разгильдяйская составляющая в подобных случаях, как и во многих других, присутствует, это понятно. Но в целом можно констатировать, что оборонным предприятиям все сложней сводить концы с концами и неплохо бы подумать о дополнительных возможностях их финансирования.
Такие возможности есть. В первую очередь это расширение военно-технического сотрудничества с Китаем. Россия долгие годы уклонялась от передачи КНР самых современных военных технологий, предпочитая продавать уже готовые «изделия». В условиях острой конфронтации с Западом и расширения всех направлений сотрудничества с Китаем, который на данный момент и на среднесрочную перспективу наш самый важный союзник, такой подход может представляться устаревшим и непродуктивным.
Это не означает, что китайских военных нужно пригласить в самые секретные российские НИИ и КБ и открыть им все наши военные тайны. Если таковые еще остались.
Нужно просто взглянуть на географическую карту и оценить китайские геополитические проблемы. Среди таких проблем, а их немало, самая больная – доминирование американского ВМФ в мировом океане, в том числе на акваториях, прилегающих к берегам Китая, где находится множество так называемых спорных островов. Многочисленные авианосные группы США также контролируют практически все морские торговые пути и в любой момент могут их блокировать, что поставит экономику КНР на грань краха.
Китай остро заинтересован в создании так называемого «флота голубой воды».
И вчера, и сегодня, и в обозримом будущем, главный враг Китая — военно-морской флот США. Китай устремлен на экспансию в АТР. Его интересуют богатые углеводородами спорные территории, да и просто расширение своей сферы влияния в этом регионе. Для России эта ситуация крайне выгодна. Если наш гигантский сосед устремлен в противоположном направлении от наших границ, то это для нас несомненное благо.
Все вероятные конфликты Китая с сопредельными государствами, с которыми у него территориальные споры, могут иметь и мирное решение. Никому не хочется решать пограничные проблемы с мировой сверхдержавой военным путем. Но США целенаправленно подстрекают Японию, Филиппины и Вьетнам к провокативным действиям. Ни одна из вовлеченных в территориальные споры сторон в такой ситуации не может уйти «с ринга», не ответив обидчику, так как не хочет «потерять лицо». И уже много лет ситуация в АТР благодаря искусному стравливанию региональных акторов Америкой, держится в накаленном состоянии. Это тормозит не только нормальное развитие двухсторонних отношений Китая со своими соседями, но и ставит под вопрос возможность реализации одного из альтернативных проектов глобализации, а именно ротшильдовского плана отказа от доллара как мировой валюты и замены его несколькими региональными валютами, одной из которых должен стать китайский юань. Этот проект возможен при одном условии — при стратегическом союзе между Китаем и Японией. Непродуктивность нескончаемой вражды между Китаем и Японией прекрасно понимают руководители обеих стран, но они не могут выпутаться из липкой паутины американского византийства.
Справка:
В средние века у Китайской империи был мощный морской флот, основа ее геополитического могущества. Упадок военной мощи и в первую очередь флота, стал одной из причин последующего упадка и самой империи. В середине 15-го века огромная армада в триста с лишним военных кораблей огромного размера (до 150 метров длиной) под командованием адмирала Чжэн Хэ избороздила весь Индийский океан и берега Юго-Восточной Азии. Были приведены к покорности императору Поднебесной многие царства. В мировой истории не встретить столь бескровного и масштабного завоевательного похода.
Но в один «прекрасный» день императорские чиновники решили, что империи обременительно содержать столь огромный флот. И великого флота не стало. А затем и великой империи.
Многие исследователи считают, что китайцы лишь по какой-то случайности не открыли для себя Европу, немного не доплыв до нее. Но мне представляется, что это преувеличивает возможности китайских мореходов и китайского флота, который не был океанским, а всегда был флотом «желтой воды», то есть прибрежным. Посмотрите на карту экспедиций Чжэн Хэ — все его походы проходили вдоль побережья, за исключением двух плаваний в хорошо изученных водах Индийского океана.
В чем причина? В конструкции китайских судов. Длина крупного корабля составляла примерно 44 чжана (1 чжан – 2,5 метра), а ширина — 18 чжанов. Соотношение длины и ширины, которое определяет мореходные качества — 2,4. Максимум — 4 или 5. А у кораблей испанцев, португальцев и англичан — 7 или даже 8. То есть корабли обладали высокой скоростью и маневренностью и могли преодолевать тысячи миль океанских просторов и вести маневренные морские сражения. Китайские же корабли такими качествами не обладали.
У сегодняшнего Китая сильнейший флот «Желтой воды». У КНР 60 дизельных подводных лодок — больше всех в мире. 28 эсминцев — на третьем месте после США и Японии. Самая мощная в количественном отношении морская авиация берегового базирования. Это, конечно, не прибрежный флот в буквальном смысле этого слова, но явно и не океанский флот «Голубой воды», который бы мог бросить вызов гигантскому американскому флоту, основу которого составляют 12 ударных авианосцев и соответственно авианосных групп. Океанский флот Китая довольно скромен.
Строительство такого флота является главной задачей, которая стоит перед китайским ВПК.
Сегодня Китай располагает одним учебным авианосцем «Ляонин», бывшим тяжелым авианесущим крейсером «Варяг», купленным у Украины по цене металлолома (откаты, видимо, были на порядок больше).
Справка:
На протяжении всех 23 лет своей независимости Украина непрерывно продавала Китаю вооружения и военную технику. В 2002 году были приобретены станции пассивной радиоразведки «Кольчуга». До сих пор находится в стадии реализации сделка по продаже с Украины в Китай самых больших в мире кораблей на воздушной подушке (КВП) проекта 12322 «Зубр». Эти корабли производятся как в России, так и на Украине. Сначала Китай вел по ним переговоры с Россией, однако та поставила условие закупки не менее 10—15 КВП. Украина же согласилась продать всего четыре корабля и передать Китаю всю техническую документацию на них, причем без согласия российской стороны.
Исключительно велика роль Украины в создании китайского авианосного флота. Первым его кораблем стал авианосец «Ляонин» — бывший авианесущий крейсер «Варяг». Палубный истребитель J-15 для него создан на базе самолета Т-10К. И «Варяг», и Т-10К Китай приобрел на Украине («Варяг» был получен, по сути, даром, за $ 28 млн при стандартных ценах в несколько миллиардов долларов). Достройка и переоборудование «Ляонина» проходили с участием украинских инженеров. Также с помощью Украины создан китайский учебный центр палубной авиации на острове Хулудао, очень напоминающий аналогичный комплекс НИТКА в Крыму (он использовался для обучения российских корабельных летчиков с авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», однотипного с «Варягом»).
Крылатые ракеты, созданные на основе купленных на Украине Х-55, стали прародителями целого семейства ракет дальнего радиуса действия морского, воздушного и наземного базирования. На новейших китайских эсминцах установлены украинские газотурбинные двигатели. Китаю была продана технология производства ионно-плазменных двигателей к космическим аппаратам и технология обслуживания двигателей АЛ-31Ф для истребителей Су-27 и Су-30.
Все эти годы Россия тормозила развитие ВТС с Китаем, справедливо видя в нем конкурента на рынке вооружений. Но оказалось, что есть и более высокий уровень справедливости, а именно законы геополитики.
Враг моего врага — мой друг. России выгодно помочь Китаю построить флот «Голубой воды» и его основу — ударные авианосцы.
Самостоятельно Китай такие авианосцы построить не может, по крайней мере в ближайшие 10-15 лет. Современный авианосец — это самое сложное из существующих инженерно-технических сооружений, гораздо сложнее, чем скажем, космический корабль. Для большинства стран, имеющих в составе своих флотов авианосцы, эти гиганты лишь фактор престижа, а реальной боевой силы они не представляют в силу постоянных аварий.
Неизбежность аварий заложена в самой конструкции таких кораблей, палуба которых подвергается постоянной ударной нагрузке от взлетающих и садящихся самолетов. Особенно «прославился» своей аварийностью французский авианосец «Шарль де Голль», корабль-катастрофа, который практически не выходит в море, а постоянно ремонтируется.
То же самое происходит, хоть и не в такой степени как у французов с американскими «Нимицами», половина из которых стоят в сухих доках и ремонтируются. Имея формально 12 авианосных групп, США могут единовременно вывести в море 4-5, не более.
Справка:
Несчастья, преследующие авианосцы, вызваны избыточно сложной конструкцией корабля и его гигантскими размерами. Это приводит к системной потере надежности. Тысячи механизмов, миллионы деталей – каждую секунду на корабле обязательно ломается один из элементов конструкции. Периодически выходит из строя один из критически важных объектов – и тогда начинается лавинообразное нарастание технических проблем, приводящих к полной потере боеспособности корабля.
В отличие от обычных ракетных и артиллерийских боевых кораблей, авианосцу приходится работать с 20-тонными объектами (авиатехникой), которые постоянно перемещаются по верхней палубе и внутренним помещениям корабля, периодически разгоняясь до 250 км/ч. Отсюда – 260 метровая палуба, катапульты, аэрофинишеры, оптическая система посадки, могучие подъёмники и силовое оборудование.
Самолеты служат повышенным источником опасности: для нейтрализации раскаленных выхлопов реактивных моторов приходится прокладывать десятки километров труб системы охлаждения под полетной палубой – вкупе с мощными насосами. Постоянная работа с пожароопасными и взрывчатыми веществами, которые, в отличие от ракетного крейсера или подлодки, обычно рассредоточены буквально на каждом шагу – все это откладывает свой отпечаток на конструкцию авианосца (особые меры хранения топлива, противопожарная безопасность, элеваторы боеприпасов). Отдельным пунктом стоит энергетическая установка колоссальной мощности с системой отбора энергии для питания катапульт.
Авианосцы и авианосные ударные группы, тем не менее, стоят на вооружении всех государств, претендующих на геополитическую активность в мировом океане.
Стоимость самого современного американского авианосца «Джеральд Форд», спущенного совсем недавно на воду, составляет около 12 миллиардов долларов. Введенный чуть раньше в строй «Джордж Буш» обошелся в 6,5 миллиарда.
Стоимость разработки и строительства перспективного российского авианосца составляет 400 миллиардов рублей (11,5 миллиардов долларов). Стоимость постройки непосредственно авианосца составляет 80 миллиардов рублей (2,5 миллиарда долларов).
В ценовом аспекте конкуренцию России составить не может ни одна страна. Качественный уровень, если судить по «Адмиралу Кузнецову», в общем неплох. Те аварии, которые происходили при модернизации бывшего «Адмирала Горшкова» для индийского флота, были вызваны в основном неграмотными требованиями индийской стороны.
Россия будет разрабатывать и строить авианосцы для своего ВМФ. Это категорический императив национальной безопасности. Если же мы решим помочь нашему китайскому соседу и стратегическому партнеру в строительстве 5-6 остро необходимых и ему авианосцев, то не только снизим и сведем к минимум нагрузку на бюджет, но и решим важнейшую геополитическую задачу — поможем Китаю более уверенно противостоять американской экспансии в АТР. Китайские авианосные группы уравновесят американскую гегемонию (мудрецы Поднебесной любят это слово) в бассейне Индийского океана и в морях Юго-Восточной Азии. Китай сможет приступить к решению своих насущных проблем по продвижению своих интересов в части территориальных споров по конфигурации морских границ с соседями. Придумывая какой-то ответ усилившемуся Китаю, Америка неизбежно ослабит натиск на западе России, что и входило в нашу задачу. Мы сможем спокойно «смотреть на пожар с противоположного берега», как гласит одна из китайских стратагем.
Что будет, если, Китай, «получив Лун, пожелает Сычуань»? Это эквивалент русской поговорки — дай палец, откусит по локоть.
Это вопрос настолько долгосрочной перспективы, что до нее еще дожить нужно. В геополитическом смысле этой нехорошей фразеологемы.
Масштабный контракт на строительство в России китайского флота «Голубой воды» принесет в наш бюджет десятки миллиардов долларов. Кроме того, сам факт подписания такого суперконтракта заставит США снизить градус агрессии.
Владимир Похватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Обсудить эту публикацию и высказать свои мысли вы можете ЗДЕСЬ.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.