Известный эксперт Алексей Анпилогов написал в своем блоге статью о том, как страны с разрушенной или отсутствующей военной и гражданской промышленностью, не имеющие запасов стратегического сырья, пополняют свои армии во время длительных военных конфликтов.
Анпилогов пишет, опираясь на аналитический материал Сергея Бескарвайного о массовом применении так называемых «шушпанцеров» как регулярными армиями, так и отрядами всевозможных боевиков.
«Шушпанцер» - это неологизм, сконструированный из немецкого слова Schutzpanzer («бронетранспортёр») и термина, пришедшего в нашу речь из интернета: «шушпанчик» — это такая зверушка, которая вроде бы существует, но никто не знает точно, как она выглядит. Вроде «Снарка», которого выдумал Льюис Кэролл.
На фото: "Шушпанцеры" всех мастей и стран
Наверное, первым шушпанцером была знаменитая тачанка, которую изобрели бойцы батьки Махно во время Гражданской войны в России. Тачанки дожили до нашего времени. Только сейчас они не на конной, а на машинной тяге, и называют их «техничками».
Справка:
Техничка - вольный перевод на русский язык названия импровизированной боевой машины (англ. technical), применяемой иррегулярными формированиями и слабооснащёнными вооружёнными силами государств (особенно часто в Африке и на Ближнем Востоке). Обычно представляет собой гражданский пикап с установленным в кузове пулемётом (реже миномётом, ручным противотанковым или автоматическим гранатомётом, безоткатным орудием, ПТРК или ПЗРК).
Типичные шушпанцеры – это бронепоезда. Российская армия не так давно снова поставила их на вооружение как эффективное средство борьбы за контроль над транспортными артериями в контртеррористических операциях.
Сергей Бескаравайный выделяет несколько уровней военного потенциала государств:
А) Страна обладает избыточным контролем за окружающими территориями, потому что производит всю линейку вооружений, содержит первоклассную армию, а с помощью ядерного оружия защищена от удара любого уровня.
Б) ВПК страны позволяет производить в требуемых количествах современное вооружение. Таких стран тоже не очень много. Скажем, Индия автономным ВПК не обладает и тратит громадные средства на закупку техники – в случае длительной войны закупки в сотни танков окажутся недостаточными;
В) ВПК позволяет производить основные узлы вооружений, расходные элементы и т.п. Как пулемет в начале XX-го века или несколько разновидностей управляемых ракет в начале XXI. Тогда неизбежно использование гражданской техники в «милитаризованном» варианте – те самые «тачанки с бронепоездами». А вот таких стран уже немало.
Г) Производство в стране не развито, есть лишь товары на вывоз. Своё оружие изготавливается ремесленниками.
К категории А в настоящее время можно отнести (хотя и с определенными оговорками) США, Россию и Китай.
К категории Б – только Японию. Германия, Великобритания и Франция за последние тридцать лет практически разрушили свой ВПК. Об этом авторитетно высказался ведущий западный стратегист Мартин ван Кревельд, написав в своем блоге, что у Европы сейчас нет ни армии, ни боевого духа. Именно поэтому после терактов в Париже французский президент экстренно обратился к России за военной помощью. Даже бывшая владычица морей утратила свою военно-морскую мощь и случись Фолклендский конфликт сейчас, англичане вряд ли бы смогли отвоевать спорные острова.
Если учесть, что у Японии нет своих природных ресурсов и в затяжном военном конфликте она будет зависеть от стратегического импорта, то и это островное государство не может быть включено в категорию Б.
Индия, несмотря на то, что содержит большую и хорошо вооруженную армию, не имеет своего ВПК и критически зависит от поставок вооружений и военной техники (ВВТ) из-за рубежа.
К категориям В и Г относятся все страны, где сегодня идут боевые действия. Это не только страны арабского мира, но и Украина, шушпанцеры которой прославились на весь интернет. Украинцы придумали, например, эрзац-защиту для бронетранспортеров и танков в виде металлических решеток и даже пружинных сеток от кроватей. Точно такие же шушпанцеры мастерили и ополченцы ДНР и ЛНР.
Специфика иррегулярных войн современности состоит в том, что практически любой боевой конфликт на Ближнем Востоке на сто процентов зависит от возможности для воюющих сторон получать ВВТ извне. Если бы боевики ИГИЛ не захватили огромный склад вооружений в Могуле, их наступление в Ираке не было бы столь успешным.
Боевые действия на Ближнем Востоке если и не прекратятся, то сойдут на уровень низкой интенсивности, в случае, если будут остановлены поставки современного оружия в регион. Так, например, был остановлен эфиопо-эритрейский конфликт в конце прошлого века. Известно, однако, что например, в Афганистане, где боевые действия идут десятилетиями, во многих населенных пунктах налажено кустарное производство оружия. Например, примитивных копий автомата Калашникова. Такие мастерские существуют в Ираке и Сирии.
Парадоксальность иррегулярных войн в этих регионах проявляется в том, что современный ПЗРК боевики везут к месту пуска на осле.
Но аналогичные ситуации стали возникать в последнее время и у ведущих военных держав. Не так давно ряд российских военных экспертов предлагали не строить новые стратегические бомбардировщики, а просто использовать широкофюзеляжные транспортные лайнеры, тот же Ил-86, в качестве летающей платформы для крылатых ракет большой дальности. Реализации этой «плодотворной идеи» помешали международные соглашения.
В последнее время появились противокорабельные ракеты с дальностью действия в несколько тысяч километров. То есть больше нет смысла строить сверхсовременные и сверхдорогостоящие стелс-эсминцы вроде американского «Замволта». Ведь можно загрузить контейнеры с ракетами на любой ржавый сухогруз. На сегодняшний день такие идеи хоть и витают в воздухе, но даже не обсуждаются. Представляется, что эта ситуация изменится в самом ближайшем будущем. В США уже резко ограничены программы строительства эсминцев класса «Замволт» и литоральных кораблей, которые предназначались для действия в прибрежных водах стран-мишеней, а также новейших истребителей F-35. Конечно, нынешняя революция в военном деле не приведет к тому, что на вооружении армий США, России и Китая появятся всевозможные шушпанцеры. Просто структура армий ведущих военных держав категории А будет меняться в сторону все большего доминирования дистанционных, сверхточных и сверхскоростных видов оружия. Концепция быстрого глобального удара станет, видимо, основной для трех военных сверхдержав, в то время как в различных проблемных регионах будут вестись прокси-войны, в которых как регулярные региональные армии, так и противостоящие им боевики будут изобретать на коленке уродливые шушпанцеры, оправдывая поговорку, что голь на выдумки хитра.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.