4 декабря на сайте Королевского Объединенного Института оборонных исследований (RUSI) была опубликована статья старшего научного сотрудника этого института Игоря Сутягина «C-400 to Syria: Now You See Them, Now You Dont» (С-400 в Сирии: Вы их видите, но их там нет»).
RUSI – первый западный «мыслящий танк» (Think Tank), то есть научный центр по стратегическим исследованиям. Он был основан в 1831 году, 14 лет спустя после битвы при Ватерлоо, герцогомВеллингтоном, откликнувшимся на пожелания военных и офицеров, ощущавших необходимость в систематическом освоении новейшего профессионального опыта. Собственно проект по организации центра был подписан бывшим военным министром Генри Гардинджем и главным гидрографом Британского Адмиралтейства Фрэнсисом Бофортом и утверждён королём Вильгельмом IV.
Первоначально институт назывался Военно-морским и военным музеем ( Naval and Military Museum), нынешнее название присвоено в 1860 году. Среди руководителей института были видные британские военные деятели, в том числе фельдмаршал Джон Станиер. В 1893 г. королева Виктория передала в распоряжение института жемчужину английской архитектуры — Банкетный дом в центре Лондона. В настоящее время президентом института является Эдвард, герцог Кентский, председателем совета — бывший министр обороны Джон Хаттон.
Понятно, что RUSI аффилирован с британской разведкой МИ-6, которую также курирует королевский дом.
Что касается Игоря Сутягина, то это бывший российский военный аналитик, осужденный за шпионаж в пользу Великобритании и освобожденный в 2010 году с целью обмена на группу российских граждан, арестованных в США по обвинению в шпионаже.
Как известно, в состав российского зенитно-ракетного комплекса С-400 «Триумф» (по натовской классификации - «Growler», то есть «Ворчун») входят:
1. Средства управления 30К6Е в составе - пункта боевого управления (ПБУ) 55К6Е, радиолокационного комплекса (РЛК) 91Н6Е;
2. До 6-ти зенитных ракетных комплексов 98Ж6Е, каждый в составе - многофункциональной РЛС (МРЛС) 92Н6Е, до 12 транспортно-пусковых установок (ТПУ) типа 5П85СЕ2, 5П85ТЕ2 с возможностью размещения на каждой 4-х ЗУР типа 48Н6Е3, 48Н6Е2;
3. Боекомплект зенитных управляемых ракет (аппаратурное и программное построение ЗРК 98Ж6Е позволяет использовать ракеты типа 48Н6Е3, 48Н6Е2, а также возможно применение ЗУР 48Н6Е);
4. Комплекс средств технического обеспечения системы 30Ц6Е.
Фото с сайта "Антей"
Все боевые средства ЗРС размещаются на самоходных колесных шасси повышенной проходимости, имеют встроенные системы автономного электропитания, ориентирования и топопривязки, связи и жизнеобеспечения. Для обеспечения длительной непрерывной работы средств системы предусмотрена возможность электропитания от средств внешнего электроснабжения.
Игорь Сутягин пишет, что, развертывая в Сирии новейшую систему ПВО С-400 в ответ на уничтожение Турцией бомбардировщика Су-24, Россия стремится «заставить международную коалицию подумать, прежде чем наносить воздушные удары в Сирии без консультаций с Москвой. Если это действительно реализовано, то создаст бесполетную зону, что воспрепятствует намерению антиИГИЛовской коалиции наносить авиаудары по всей территории Сирии».
И продолжает: «Тем не менее, несмотря на все бахвальство, остается вопрос: действительно ли Кремль развернул С-400?» (Yet despite all the bluster, a fundamental question remains: has the Kremlin really deployed the S-400?)
Сутягин пишет, что из трех элементов С-400 были продемонстрированы СМИ только два – пункт боевого управления и пусковая установка.
«До сих пор в поле зрения общественности отсутствует наиболее важный элемент системы – боевой радар 92Н6Е «Могильный камень», который одновременно служит командным центром всей батареи. Доказательств присутствия в Сирии хоть одного «Могильного камня» нет».
Речь идет о многофункциональной РЛС 92Н6Е, по натовской классификации – «Grave Stone» («Могильный камень»), без которой все остальные компоненты С-400 являются, как справедливо пишет Сутягин, всего лишь «дорогостоящей кучей металла».
По его мнению, «есть все основания подозревать, что развертывание С-400, на самом деле, просто еще одно PR упражнение, которое служит достижению трех возможных целей: для внутренний пропаганды; чтобы заставить западную коалиции координировать свою деятельность с Россией; чтобы не раздражать израильтян».
Автор статьи ссылается на слухи (!) о том, что «понимание того, что Россия не будет развертывать системы ПВО дальнего радиуса действия в Сирии является ключевым элементом сделки между Израилем и Россией, заключенной в сентябре, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил Москву в сопровождении начальника генерального штаба, главы военной разведки и главы Совета Безопасности Израиля. Легко понять, почему присутствие российских ПВО в регионе тревожит Израиль. В Сирии действуют враждебные Израилю подразделения «Хизбаллы». Поэтому усиление ПВО Сирии может угрожать способности Израиля наносить удары по «Хизбалле».
По логике автора, развертывание современных систем ПВО будет означать, что Россия берет на себя всю полноту ответственности за возможные нападения «Хизбаллы» на Израиль.
Но в то же время, пишет Сутягин, «президент России не может позволить себе сидеть сложа руки, когда российское общественное мнение жаждет возмездия за сбитый Турцией российский самолет: «Поэтому заявление о предполагаемом развертывании системы С-400 выполняет насущную внутриполитическую задачу. И это также обеспечивает Москве дополнительное преимущество: декларируя развертывание новой системы ПВО, Россия, возможно, стремится заставить международную коалицию подумать, прежде чем приступать к воздушным ударам в Сирии без консультаций с Москвой».
Сутягин утверждает, что все эти «трюки Москвы» – «часть гибридной войны, которую Россия ведет против Запада».
Представляется, что статья на сайте одного из самых авторитетных западных аналитических центров, подписанная фамилией бывшего российского военного аналитика (который по легенде знает все кремлевские трюки изнутри) имеет двойное назначение: развязать руки имеющим стратегические интересы в северной части Сирии туркам, уверив их в возможности безнаказанно летать над этим регионом; вызвать раздражение у российского военного и политического руководства, чтобы спровоцировать неадекватную оперативной ситуации эмоциональную реакцию, то есть доказать присутствие в Сирии С-400, сбив, к примеру, самолет Турции.
На самом деле, российские С-400 в Сирии полностью развернуты. Это доказывается в частности тем, что США намерены перебросить в регион свои самолеты РЭБ EA-18 Growler для нейтрализации именно наших С-400, о чем я уже писал.
Публикация явно провокационной по своему духу статьи свидетельствует о том, что российская группировка ВКС находится в Сирии в крайне агрессивной внешней среде и вероятность новых заранее спланированных инцидентов, которые могут поставит Россию на грань войны с одной из стран НАТО, в первую очередь, с Турцией, не исчезла, а напротив нарастает.
Если же между Россией и Израилем действительно существуют определенные договоренности об учете взаимных интересов, то присутствие в Сирии российских С-400 для защиты российских же самолетов, никоим образом не может ограничить возможности израильских вооруженных сил наносить удары по враждебным Израилю военизированным группировкам.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.