22 декабря в конференц-зале торгово-промышленной палаты РФ состоялся круглый стол по стратегиям непрямых действий, который организовал и провел бывший начальник Генерального Штаба ВС России, генерал армии Юрий Балуевский. Среди участников были руководители и эксперты Академии Генштаба, а также профильные специалисты различных российских ведомств.
Мне пришлось выступать сразу после открывшего круглый стол российского математика, сотрудника Института прикладной математики РАН им. М. В. Келдыша Георгия Малинецкого, который обосновал потерю возможностей «мягкой силы» самых различных социальных институтов нашей страны деиндустриализацией и снижением уровня высшей и средней школы, а также фундаментальной науки.
Я изложил свое видение генезиса западных социальных технологий, которые ведут родословную от глубоких и всесторонних социальных практик египетских и вавилонских жрецов, которые по словам российского философа и математика Василия Налимова, «знали о человеке все».
Основы политических и социальных технологий были заложены в трудах Аристотеля, который воспринял и творчески переработал египетские разработки по управлению государством, которые в свою очередь перенял у египтян Пифагор, проживший в Египте более 20 лет.
Поразительно, что в трудах толкователя Аристотеля, теолога второго века нашей эры Александра из Афродизиаса, содержится концепт управление государством, зашифрованный в якобы исследование инструментария Божественного провидения, текстуально совпадающий с основным концептом стратегии сетецетрических войн, - современной западной социальной и военной технологии. Это открытие сделал современный военный эксперт Рачья Арзуманян.
Вот как трактует античный эксперт методологию Божественного провидения:
«Проявляет ли провидение себя посредством универсальных принципов, или спускается на землю, чтобы вникнуть в самые обыденные явления, оно вынуждено постичь саму природу вещей и понять их внутреннее устройство.
Управление миром осуществляется не через тираническое наложение внешней высшей воли, ни волею случая, а через осмысленное предвидение последствий побочных эффектов, которые возникают из самой природы вещей и остаются абсолютно зависимыми от ее особенности. Таким образом, то, что ранее было маргинальным феноменом или побочным эффектом, становится парадигмой акта управления миром».
«Побочные эффекты» Александра из Афродизиаса – это операции, базирующиеся на достижении эффектов (Effect Based Operations) – одна из основополагающих частей стратегии сетецентрических войн, разработанной американскими стратегистами (так они сами себя называют).
У Александра Афродизиасского эта стратегия изложена лаконично и четко. Стратегия божественного Провидения, которому пытается подражать современная военная мысль Запада.
Не думаю, что авторы сетецентрической стратегии Себровски, Гарстка и Джонсон читали античного теолога, хотя все может быть. Дело в том, что Западный мир сумел сохранить преемственность научных школ и фабрик мысли на протяжении тысячелетий.
Был, правда, ментальный и гносеологический провал на протяжении Темных веков, когда научное наследие античности было сохранено и приумножено арабами. Но учителем и советником возродившего западную ученость Карла Великого был этнический римлянин, патриций, выходец с Британских островов и ученик в свою очередь Бэды Достопочтенного Алкуин Флакк Альбин, по прозвищу Алкуин Йоркский.
По совету Алкуина Карл Великий остановил завоевания и приступил к строительству европейского христианского общества. Были открыты сотни монастырских школ, где обучались будущие чиновники и священники Европы. Под руководством Алкуина был разработан и внедрен новый шрифт – «каролингский минускул» — благодаря простоте и удобству которого письменность и грамотность стала общедоступной. Карл за годы своего правления издал 65 капитуляриев-указов, которые положили основу средневековому праву. Алкуин написал основополагающие труды по вопросам литургии, ставшие основой христианской католической обрядности. Алкуину удалось найти удачное сочетание местных национальных обрядов с римской церковной обрядностью, что сделало христианскую мессу чрезвычайно популярной в народе. Современные эксперты считают, что именно развитие хорового пения в католической церкви послужило толчком к всплеску креативного внелогического мышления в более поздние века, благодаря чему стала возможной научно-техническая революция.
Реформы Карла и Алкуина Йоркского, были, если пользоваться современной терминологией, именно Effect Based Operations, нацеленными на позитивный эффект. Со времен Карла Великого Западный мир идет путем стратегий непрямого действия (Б.Лиддел Гарт), расширяя свое жизненное пространство.
Сейчас уже отчетливо ясно, что глобализация мира по западному образцу превращает страны-мишени в «абсолютное биополитическое пространство, Lebens- и Todesraum (Пространство жизни и смерти), где человеческая жизнь оказывается по ту сторону всякой предицируемой биополитической идентичности». Эти слова современного итальянского философа Джорджио Агамбена относятся к стратегии Гитлера, но аутентично описывают переформатирование мировых пространств с помощью «Effect Based Operations» в пространство управляемого хаоса, а затем и лунного ландшафта.
Выступления большинства экспертов на круглом столе, к сожалению, показали, что большинство российских экспертов по социальным и военным технологиям, практически незнакомы с генезисом западной стратегической мысли. Что ощутимо влияет на ее адаптацию к российским реалиям и практическое применение.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.