Алжирский ресурс «Secret Difa3» в социальной сети Фейсбук опубликовал фотографию вертолета российского производства Ми-28НЭ, который в ближайшее время будет передан ВВС Алжира.
АО «Рособоронэкспорт» в 2013-м году заключило контракт на поставку Алжиру 42 вертолетов Ми-28НЭ с двойным управлением, реализуемый компанией "Роствертол". Алжир стал вторым иностранным заказчиком вертолетов Ми-28НЭ после Ирака, заказавшего 15 машин в 2012 году. Первый алжирский вертолет был поднят в воздух в сентябре 2015 года.
Однако востребованность наших вертолетов на арабском рынке не может компенсировать серьезную неудачу в работе с индийскими заказчиками.
Как известно, тендер Минобороны Индии на покупку боевых вертолетов выиграли американцы. Индия закупит вертолеты АН-64D «Апач Лонгбоу» («Longbow» – «Длинный лук»), а не российские Ми-28НЭ «Ночной охотник».
Чем наши вертолеты хуже американских?
«Ночной охотник» был разработан как ответ американскому «Апачу» и предназначался для борьбы с американскими танками. Ми-28НЭ разрабатывался в течение 30 лет и был принят на вооружение в конце 2008 года. За это время американцы настолько модернизировали свой танковый парк, что противотанковые управляемые ракеты «Атака», которыми оснащен наш вертолет, не могут поразить «танк «Абрамс» М1А2 SEP, на котором установлен высокоэффективный комплекс активной защиты».
ПТУР «Атака» - это модернизированная ракета второго поколения «Штурм». Использовать ее против современных средств ПВО довольно сложно. Суммарное время визуального поиска цели и управления ракетой у «Атаки» значительно превышает реакцию современных систем ПВО, то есть то время, за которое они обнаруживают вертолет и выпускают зенитную ракету (от 4 до 10 секунд).
Американский вертолет «Апач» вооружен ракетами третьего поколения «Хеллфайр» (AGM-114B) с радиолокационной головкой самонаведения.
Высокоинтеллектуальное БРЭО вертолета дает возможность осуществлять залповый пуск дальнобойных ракет «Хеллфайр» сразу по нескольким танкам противника. Боевая часть ракеты пробивает динамическую защиту российских танков с вероятностью 0,8–0,9 и бронепробиваемостью 1000 мм, что означает высокую вероятность поражения российской бронетехники одной ракетой.
В этом году Пентагон планирует принять на вооружение единую универсальную ПТУР JАGM четвертого поколения. Новая ракета «Апача» будет иметь дальность стрельбы 16 км, и вертолету не нужно будет заходить в зону поражения ЗРК противника малой дальности.
Вертолетная пушка «Ночного охотника» 2А42 в два раза тяжелее пушки М230 вертолета «Апач», а ее боезапас почти в три раза меньше при одинаковом калибре. Пушка М-230 специально разрабатывалась для «Апача», а 2А42 «сняли» с БМП-2.
Все эти аргументы уже не раз приводились в экспертных дискуссиях, и на них находились не менее веские контраргументы.
Например, что ракета «Атака» сверхзвуковая, а «Хеллфайр» - дозвуковая. Что наш вертолет бронирован, а американский нет. Что Ми-28Н способен нести большую нагрузку, чем американский…
Однако, в итоге индийцы предпочли «Длинный лук» «Ночному охотнику». Им эти вертолеты нужны для борьбы с китайскими танками, которые в настоящее время являются клонами российских. А «Апач» как раз и предназначен для борьбы с российскими танками.
Безусловно, нельзя недооценивать и политическое давление. Индия, кстати, является стратегическим партнером США в регионе.
Но нельзя и не учитывать, что «Апач» АН-64 и его вооружения сконструированы в рамках американского военного концепта - поражать противника на дальней дистанции, не заходя в зону действия его ПВО. Поэтому, кстати, вертолет и не несет никакой брони. Именно концпеция ударного летательного аппарата как платформы для ракет дальнего действия на сегодняшний день доминирует. То есть «Апач» имеет более высокий потенциал развития, чем «Ночной охотник».
Представляется, что на выбор индийцев повлияли именно два этих фактора.
Но и реальное отставание российского ВПК в части БРЭО для летающих боевых машин нельзя сбрасывать со счету.
Почему же Алжир и Ирак приобрели именно наши машины? «Ночные охотники» им нужны для борьбы с подразделениями боевиков-исламистов, располагающими в лучшем случае лишь примитивными ПЗРК и не имеющими современных ракетно-пушечных зенитных комплексов.
Поэтому потенциальный рынок для российских ударных вертолетов Ми-28Н сейчас только один - это театры военных действий в Африке и на Ближнем Востоке, где неустойчивые и не слишком богатые политические режимы борются против слабовооруженных мятежников.
Для прорыва на рынки Индии или Латинской Америки надо все же подтягивать уровень нашего БРЭО, что займет в условиях экономического кризиса не один год.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.