18 мая шведская компания SAABпровела на своем головном заводе в Линчёпинге презентацию (выкатку) опытного образца истребителя JAS-39E Gripen (Gripen E, бортовой номер 39-08) - первой машины "нового поколения" Gripen NG (NextGeneration).
В церемонии приняли участие министр обороны Швеции Петер Хультквист (Peter Hultqvist), начальник штаба Военно-воздушных сил Швеции Матс Хельгессон (Mats Helgesson), командующий ВВС Бразилии Нивалдо Луиз Россато (Nivaldo Luiz Rossato), представители руководства «Сааб», шведского Министерства обороны и командования Вооруженных сил Швеции.
Начало летных испытаний борта 39-08 запланировано на конец 2016 года, он будет использоваться для отработки аэродинамических и летных характеристик. В Линчёпинге заканчивается постройка и второго летного прототипа Gripen E (бортовой номер 39-09), который предназначен для отработки систем вооружения. Третий летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-10) должен в 2018 году стать машиной в предсерийной конфигурации. Сейчас для отработки части систем по программе Gripen NG и в качестве демонстратора используется модифицированный самолет JAS-39D (бортовой номер 39-07).
ВВС Швеции уже заказали 60 новых «Грипенов», которые будут поставлены с 2019 по 2026 год. 28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F заказаны Бразилией, которой они должны быть поставлены в 2019-2024 годах. Бразилия также должна будет получить один специально изготовленный для нее прототип JAS-39E. Вероятно приобретение JAS-39E Швейцарией.
Швеция - самая маленькая страна из числа тех, которые разрабатывают и производят собственные боевые самолеты. Поскольку шведы не имеют агрессивных намерений во внешней политике и их вооруженные силы нацелены только на оборону, то им достаточно легкого фронтового истребителя с небольшим радиусом действия, но мощным вооружением. В Швеции издавна существует всеобщая воинская обязанность и большинство аэродромного персонала составляют солдаты срочной службы (типовая команда состоит из одного офицера и пяти рядовых), не имеющие высокой квалификации. Это экономит бюджет государства, но требует относительно небольшой номенклатуры аэродромного оборудования, упрощенного техобслуживания, быстрой и несложной подготовки к повторному вылету, увеличению времени наработки на отказ элементов оборудования и т.д.
То есть и самолет и необходимая ему инфраструктура должны быть простыми и надежными. Еще одно требование -универсализм. Боевой самолет шведских ВВС должен быть многоцелевым. Такими и являются самолеты семейства «Gripen». Аббревиатура JAS расшифровывается как Jakt – истребитель, Attack – штурмовик, Spaning – разведчик.
Первая модель истребителя «Gripen» была принята на вооружение ВВС Швеции в 1997 году. Сегодня JAS 39 Gripen продаются на экспорт и стоят на вооружении ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР, Таиланда и ряда других стран.
Аэродинамическая компоновка «Gripen», выполненная по схеме «утка» соответствует авиамейнстриму 80-х годов, порой подвергается ироническим оценкам. Но вся концепция шведского истребителя основана на разумном консерватизме и максимальной боевой эффективности при минимуме затрат. Это и стало причиной повышенного внимания к нему со стороны относительно небогатых государств, стремящихся все же обеспечить свою оборону. Можно сказать, что «Грипен» - это истребитель «для бедных».
За бразильский тендер F-X на поставку 36 истребителей в течение 12 лет боролись американцы, французы и русские. Этот конкурс стартовал в 2001 году и заявки на участие в нем подали французская компания Dassault, шведская Saab и американская Boeing. Они предложили истребители Rafale, JAS 39 Gripen и F/A-18 Super Hornet. Объем средств для приобретения новых истребителей для замены устаревших французских Mirage III был определен на уровне четырех-пяти миллиардов долларов.
В 2007 году бразильцы подняли финансовую планку до 12 миллиардов долларов, и к тендеру подключились «Рособоронэкспорт», европейский консорциум Eurofighter и американская компания Lockheed Martin. Они предложили истребители Су-35, Typhoon и F-16 Fighting Falcon. Победитель конкурса должен был реинвестировать в экономику Бразилии сто процентов стоимости контракта, а также развернуть в Бразилии лицензионное производство фюзеляжей, бортового радиоэлектронного оборудования и двигателей, а также передать ключевые технологии самолетов. Приветствовалось также создание совместных предприятий с бразильскими компаниями.
Бразильцы сразу отклонили Су-35, находившийся на тот момент в стадии разработки, посчитав его «сырым». Lockheed Martin отказалась передавать технологии. Eurofighter не смог предложить никакой адекватной программы эволюции своего Typhoon. Таким образом «в игре» остались Gripen NG и Rafale.
Однако, сразу же после этого начались внутрибразильские разборки. Военные хотели закупить шведский самолет, а президент Жозе Альфреду де Паулу Силва поддался уговорам Николя Саркози, тогдашнего президента Франции, и решил остановить выбор на Rafale. Военные уперлись, и подведение итогов тендера было отложено.
Осенью 2013 года в Бразилию пожаловал новый президент Франции Франсуа Олланд - специально для «агитации» в пользу Rafale. Однако новый президент Бразилии Дилма Русеф не стала ссориться со своими военными и отказалась закупить французские истребители. Еще раньше были приостановлены переговоры с США о покупке Rafale - из-за того, что в печать попали разоблачения Эдварда Сноудена, согласно которым США вели слежку за бразильским президентом. Россия попыталась снова предложить Су-35, но и на этот раз от него бразильцы отказались.
В декабре 2013 года было объявлено о решении принять предложение шведов, так как оно оказалось самым выгодным.
По данным агентства Jane's, шведы запросили за 36 своих «Gripen» всего 4,5 миллиарда долларов. Французы просили 8 миллиардов, а американцы на полмиллиарда меньше. Причем ни те, ни другие не хотели передавать технологии, хотя и были готовы реинвестировать сто процентов стоимости контракта в экономику Бразилии.
Шведы предложили реинвестировать 175 процентов от стоимости контракта, кроме того компания Saab создала с бразильскими компаниями AEL Sistemas и Akaer совместные предприятия по разработке и производству бортового оборудования для Gripen. В 2011 году в Бразилии открылся исследовательский и проектный центр Saab.
Также совместно с Бразилией шведы будут разрабатывать палубную версию Sea Gripen, которой уже интересуется Индия. Шведы будут еще и ремонтировать и модернизировать поставленные бразильцам самолеты.
Секрет успеха шведского авиапрома в том, что Saab сделала ставку не на сиюминутную прибыль, а на долгосрочное сотрудничество. Шведы намекают, что после первой партии из 36 самолетов будут еще и вторая, и третья. В общей сложности они рассчитывают экспортировать около 400 самолетов. Кроме того, «Gripen» производится в широкой кооперации с ведущими мировыми производителями, то есть в этом самолете сосредоточены лучшие мировые разработки. В частности, новый истребитель оснащён РЛС с активной фазированной решёткой и новой системой радиоэлектронной борьбы.
У тяжелого истребителя Су-35 изначально не было шансов победить в бразильском тендере. Кроме того, в российском авиапроме с нелегкой руки Михаила Погосяна все еще царят традиции расчета не на долгосрочное сотрудничество с партнерами, а именно на сиюминутную прибыль.
Впрочем, даже в таких условиях у легких фронтовых истребителей компании «МиГ» возможно были бы шансы побороться за выигрыш тендера, но нынешнее руководство ОАК держит «МиГ», что называется, в черном теле.
Руководители нашего авиапрома не желают видеть, что мало кто, кроме арабских шейхов или хитрых китайцев (которые норовят зачастую просто скопировать технологии приобретенных машин), может позволить себе расщедриться на покупку партии дорогих пожирателей горючего компании «Сухой». Представляется, что руководству ОАК следует пройти бизнес-ликбез, чтобы усвоить аксиому современного бизнеса - сегментацию рынка, когда каждая компания стремится охватить не только высокорентабельные сегменты рынка, но и позиционироваться на средне- и низкодоходных участках.
Низкий уровень рыночного мышления в сочетании с неумением или нежеланием смотреть в перспективу не позволяет в полной мере реализовать экспортный потенциал наших боевых самолетов. И в этом плане нам есть чему поучиться у шведов.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.