Американские военные разработали сценарии для штабных игр (tabletopwargame), которые учитывают практически любые мыслимые поводы для вмешательства американской армии на театрах военных действий вымышленных стран, расположенных на территории между Черным и Каспийским морем.
Всего таких, придуманных в Управлении боевых разработок армии США в форте Ливенуорт стран, пять: Ариана, Атропия, Доновия, Горгас и Лимария.
Нетрудно догадаться, что это Иран, Азербайджан, Россия, Грузия и Армения.
Довольно интересны военно-стратегические характеристики этих «Кондуитов и Швамбраний», практически на сто процентов соответствующие реальным. Привожу перевод этой разработки «Decisive Action Training Environment» (Тренировки решительных действий на местности) в прекрасном переводе военного блогера DE_LA_MITRIO:
Ариана:
Большие обычные вооруженные силы: три постоянных армии, обладающие в основном силами и средствами 2-го ранга, с четырьмя отдельными армейскими дивизиями, которые считаются перворанговыми. Самые боеспособные вооруженные силы в регионе после Доновии.
Способны на проведение широкого спектра операций. Успешная программа по созданию ядерного оружия
Небольшие мятежи на юго-востоке.
Информационная среда и СМИ жестко контролируются. Хорошие возможности в области информационной войны, превосходные в отдельных нишах.
Относительно современная инфраструктура. Имеет ресурсы для содержания и улучшения инфраструктуры, но приоритетными являются программы, связанные с атомным проектом, нефтью и природным газом. Международные санкции препятствуют существенным улучшениям.
Обладает ядерной энергетикой и ядерным оружием (У Ирана нет ядерного оружия, по крайней мере, официально, но в данном случае речь идет о вымышленной стране - В.П.)
Атропия
Небольшие армия, флот и военно-воздушные силы. Обычные вооруженные силы 2-го ранга. Ограниченные наступательные возможности.
Сохраняется напряженность с Лимарией по вопросу области Нижняя Джанга (российские военные эксперты в своих комментариях оценили черный юмор пентагоновских планировщиков, давших столь «дикарское» название Нагорному Карабаху - В.П.).
Первостепенное значение обороны углеводородных ресурсов и инфраструктуры.
Две основных и несколько небольших повстанческих группировок.
Информационная среда и СМИ свободные, но ведется мониторинг. Растущие возможности в области информационной войны, сосредоточены на Лимарии и Ариане.
Неспособна поддерживать инфраструктуру. Основное внимание уделяется программам, связанным с нефтью и природным газом. Дорожное хозяйство не в состоянии справиться с военными перевозками. В сельской местности не хватает современных систем водоснабжения, электричества, канализации. Бакинский международный морской порт на Каспийском море является ключевым районом.
(Что и говорить, жестко оценивают пентагоновские эксперты реальные возможности Азербайджана, что в принципе подтверждено четырехднейвной войной в Нагорном Карабахе. Азербайджанские вооруженные силы, несмотря на эффект внезапности, превосходство в боевой технике, утрату бдительности и определенную нерешительность со стороны военного руководства противника, как НКР, так и Армении, смогли добиться лишь ограниченного успеха. - В.П.)
Доновия
Большие обычные вооруженные силы. Способны на проведение широкого спектра операций. Успешная программа по созданию ядерного оружия. Три постоянных армии с силами и средствами 1-го ранга. Самые боеспособные ВС в регионе. Противоспутниковые возможности. Сильные возможности в области информационной войны.
Потенциальный союзник Арианы. Связи с Лимарией.
Информационная среда и СМИ контролируются. Возможности в области информационной войны 1-го ранга.
Самые мощные в регионе (вооруженные силы - В.П.). Эталонный уровень в некоторых областях (например, ПВО - В.П.).
Современная инфраструктура. Западные стандарты в части железных дорог и портов. Высший приоритет энергетической инфраструктуры.
Обладает ядерной энергетикой и ядерным оружием.
Горгас
Наименьшие вооруженные силы в регионе. Обычные вооруженные силы 2-го ранга. Оборонительные возможности с ограниченными наступательными возможностями. Сохраняется напряженность с Забзимеком и Южным Остремеком (Отколовшимися Горганскими республиками) (опять черный юмор - В.П.).
Текущая угроза - поддерживаемые Доновией вооруженные формирования (имеются в виду ВС Южной Осетии и Абхазии - В.П.), а также регулярные вооруженные силы Доновии.
Самые свободные информационная среда и СМИ в регионе. Растущие и интегрированные возможности в области информационной войны, в основном сосредоточены на Доновии. Информационная война на основе стандартов НАТО (особенно поедание галстуков - В.П.).
Неспособна поддерживать инфраструктуру (реально, это означает, failed state - В.П.). Не хватает сырья для своих заводов. Главный приоритет - трубопроводы.
Порт Поти на Черном море является ключевым районом для региона.
Лимария
Небольшие вооруженные силы, только сухопутные и военно-воздушные силы. Обычные вооруженные силы 2-го ранга. Сохраняется напряженность с Атропией по вопросу района Нижняя Джанга. Основное внимание на вооруженные силы Атропии и поддержку союзных вооруженных сил Нижней Джанги.
Присутствуют террористические группы. Имеются данные о владении 2-5 единицами ядерного оружия; правительство отрицает (пентагоновская фэнтези - В.П.).
Весьма свободные информационная среда и СМИ. Мягкая цензура (не очень-то мягкая, судя по моему общению с «лимарийскими» СМИ - В.П.).
Надеется на Доновию в части поддержки возможностей в области информационной войны (и не только информационной - В.П.).
Неспособна поддерживать инфраструктуру (при всем уважении к нашему союзнику по ОДКБ, это так. Так что еще одно failed state - В.П.).
Недавняя блокада со стороны Атропии привела к падению промышленного производства в Лимарии.
Полагается на импорт продуктов питания. Не хватает современных систем водоснабжения, электричества, канализации для большей части населения
(реально правящие Лимарией олигархические кланы не способны обеспечить энергетическую безопасность и самодостаточность страны - В,П.).
Весьма интересен ассортимент возможных кризисных ситуаций, которые могут потребовать вмешательства вооруженных сил США. Вот некоторые из них:
Повстанцы нападают на мирное население, надев форму ВС США.
Лавина перерезает ключевой путь снабжения.
Биологическая атака на сельское хозяйство.
Пограничные инциденты приводят к возобновлению боевых действий между двумя государствами.
Арест влиятельного бизнесмена.
Государство атакует этническое меньшинство с применением химического оружия.
Гражданская война.
Фальшивомонетчики приводят к местной инфляции в огромном размере.
Психически больной инженер-химик осуществляет выброс значительного количества смертельных и опасных веществ в атмосферу.
И другие.
Это полный список ситуаций (несколько страниц, мы привели только часть), которые требуют вмешательства вооруженных сил США с точки зрения преподавателей командно-штабного колледжа армии США в Форте Ливенуорт в Канзасе.
Безусловно, как список данных по вымышленным странам, так и этот ассортимент угроз весьма условны, но вместе с тем приближены к реальности.
Условность эта относительная. Возьмем тот же «Горгас», то есть Грузию. Когда в 2007 году американцы строили бетонку Тбилиси - Поти (вспомним, что Поти - стратегический порт), то даже разнорабочие были из США, а грузин близко не подпускали к стройке. На эту трассу теперь могут садиться военно-транспортные и боевые самолеты НАТО.
Что касается характеристик вооруженных сил вымышленных стран, то они довольно спорны, в частности ранжирование армий этих стран, которое подразумевает наличие или отсутствие современных систем оружия и боевой техники (например, СУ-35 или Миг-21).
А что касается списка кризисных ситуаций, то он заслуживает серьезного внимания. У молодых офицеров США формируют менталитет, допускающий возможность боевых действий или вторжения в чужую страну практически во всех мыслимых ситуациях, даже в случае стихийных бедствий. Понятно, что не в каждую страну можно вторгнуться, не изучив предварительно ее военно-технические возможности. Для этого и проводится эта штабная игра.
Опубликованный документ не секретен, что означает его отчасти пропагандистский характер. Допускаю, что к нему имеются и «секретные протоколы», в которых описываются сценарные возможности прокси-войны (войны по доверенности), в которой вместо армии США боевые действия против того или иного противника ведут войска не только дружественных, но даже и «подсанкционных» государств, как например в Сирии, где российские ВКС и спецназ несут на себе основную тяжесть войны против джихадистов, объявленных Госдепом угрозой номер один.
Искусство принудить «угрозу номер два», в роли которой фигурирует Россия и ее вооруженные силы, воевать в интересах США, надо полагать, преподают в учебных и исследовательских центрах более высокого уровня. Но результаты такого обучения налицо и они не в нашу пользу.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.