Новейший российский фрегат проекта 11356 «Адмирал Эссен» поставлен на ремонт в док на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" (Калининград). Постановка совершенно нового корабля в док связана с необходимостью ремонта его «винтовой группы и линии вала».
В начале ноября в акватории завода при движении задним ходом «Адмирал Эссен» повредил один из своих винтов. Экипаж пытался пришвартоваться к бочкам в неблагоприятных погодных условиях без помощи буксира. Крепления бочек затянуло под винты, в результате чего те вышли из строя.
При обследовании повреждений специалистами завода было установлено, что при ударе смещена также линия гребного вала, которую придется отцентровать. Подлежали ремонту оба гребных винта.
По сообщениям СМИ, «командир корабля, допустивший навигационное происшествие, снят с должности. Пострадали и другие должностные лица».
«Адмирал Эссен» — второй сторожевой корабль проекта 11356, состоящий на вооружении Черноморского флота России. Корабль входит в состав 30-ой дивизии надводных кораблей. Назван в честь адмирала Российского императорского флота Николая Оттовича фон Эссена.
Сторожевой корабль «Адмирал Эссен» был заложен 8 июля 2011 года на стапеле ПСЗ «Янтарь» в Калининграде (заводской номер № 01358). 7 ноября 2014 года фрегат был спущен на воду.
Получил бортовой номер — 751.
Передача флоту и подъем Военно-морского флага состоялась 7 июня 2016 года.
16 октября 2016 года фрегат «Адмирал Эссен» вышел из Балтийска для совершения межфлотского перехода с Балтийского на Черное море к месту постоянной службы в Севастополь. Однако переход не состоялся по причине повреждения у корабля винто-рулевой группы. Корабль по состоянию на ноябрь 2016 года проходит ремонт винтов в плавучем доке.
Именно по причине повреждения винто-рулевой группы «Адмирал Эссен» не отправился в Средиземное море, а пуски крылатых ракет «Калибр» по позициям террористов в Сирии 15 ноября произвел «Адмирал Григорович».
Авария в акватории Балтийской военно-морской базы произошла после того, как командир корабля капитан второго ранга Сергей Томашков подчинился прямому приказу находившегося на борту в момент швартовки заместителя командира дивизии надводных кораблей Черноморского флота капитана 1-го ранга Виталия Звягинцева. Фрегат в ходе маневрирования затянул под винты швартовные бочки.
Дело было так. Командир «Эссена» Сергей Томашков из-за неблагоприятных погодных условий предложил швартоваться с помощью буксира. Однако Виталий Звягинцев приказал швартоваться самостоятельно.
«Сколько мы ходили с Томашковым — год проходили испытания, — успешно швартовались, ни одной проблемы не возникло за все время службы. Потом пришло черноморское командование и начало раздавать свои указы на повышенных тонах. И командиру говорят, где ему швартоваться, а где нет», — рассказал один из моряков «Эссена».
Томашков меж тем продолжил непосредственно руководить швартовкой, не предложив Звягинцеву вступить в самостоятельное командование кораблем, как это предусмотрено в таких случаях статьей 102 Корабельного устава.
«Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации.
Глава 5.
102. Командир соединения не вмешивается в управление маневрами корабля, если командир корабля действует правильно или допускает ошибки, не влияющие на безопасность кораблей соединения и корабля. Он указывает на такого рода ошибки после того, как предпринятый командиром корабля маневр будет завершен.
Если командир соединения признает необходимым взять на себя управление кораблем или его маневрами (для предупреждения опасности, выполнения показного маневра, при борьбе с аварией и в других случаях), то с момента объявления об этом командиру корабля или отдачи непосредственного приказания на руль или машинный телеграф командир соединения несет полную ответственность за корабль.
Обратную передачу управления кораблем командир соединения осуществляет только после завершения предпринятого им маневра или когда опасность для корабля минует.
О вступлении командира соединения в непосредственное управление кораблем и об обратной передаче управления кораблем его командиру делается запись в вахтенном журнале. В отсутствие командира соединения на корабле право действовать, как изложено в настоящей статье, предоставляется начальнику штаба и заместителю командира соединения».
Что касается «виновного действия», то его допустили оба находившихся на борту флотских офицера. «Капдва» Томашков должен был согласно корабельному уставу уступить командование кораблем заместителю командира дивизии и сделать об этом запись в вахтенном журнале. А «капраз» Звягинцев вообще показал свою некомпетентность в управлении кораблем, так как его вмешательство привело к аварии.
Кроме того, аргументация обоих флотских офицеров, которую приводят СМИ, некорректна. В акваториях судоремонтных и судостроительных заводов запрещено движение своим ходом, будь то шторм или полный штиль. А авария произошла во время перехода с завода в базу.
Сейчас на российских военно-морских форумах идет заинтересованное по понятным причинам обсуждение инцидента на Балтике, в котором участвуют морские офицеры самого высокого уровня. И они резонно замечают, что «пока Флот стоял у причалов, выросла плеяда «стояночных» судоводителей. Флот зашевелился - пошли навигационные происшествия».
В связи с возросшим числом навигационных происшествий, вызванных неграмотными действиями экипажей кораблей, в морской фольклор вернулось изрядно подзабытое словечко «самотоп», смысл которого понятен без перевода.
Однако, высказываются предположения и о том, что неудачная швартовка «Адмирала Эссена» вскрыла заводской брак:
«На моей памяти, лопасти у винтов «крутые» мореходы гнули достаточно часто. А вот чтобы после наезда на что-нибудь линия вала смещалась, такого я чего-то не припомню! Здесь, надо полагать, незадачливый командир заводской дефект вскрыл! Не иначе - «нахимичили» заводчане с опорными подшипниками».
Есть и более детальные комментарии на эту тему:
«Вообще, история какая-то «темная». Ведь для того, чтобы повредить (загнуть) кромки лопастей обоих винтов, корабль должен был на заднем ходу буквально наехать на рейдовую бочку. При этом, если это нормальный корабль, порубленная бочка затонет, а корабль пойдет дальше, испытывая вибрацию кормовой оконечности корпуса. Но, судя по опубликованным статьям, у него еще и центровка линии вала одного из винтов нарушилась! - А если так, то это заводской, либо конструкторский брак! Ведь если линия вала сминает подшипники при ударе лопасти винта о рейдовую бочку, то что с ней станет при взрыве хотя бы 5-и кг тротила у борта? Получается, что обычное плавающее бревно, встреченное на среднем ходу, может легко вывести из строя этот корабль!».
Если заводской брак на «Адмирале Эссене» и имел место, то «карликовую наплаванность» флотских офицеров всех категорий, как язвительно отмечают на форумах бывалые моряки, все же со счетов сбросить нельзя. Достаточно вспомнить, что первый введенный в строй фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» по прибытии в Севастополь первым делом пропорол себе борт при швартовке.
Нельзя проигнорировать и то, что балтийские воды стали поистине опасными для наших моряков.
В мае 2014 года учебный корабль Балтийского флота «Смольный», на котором предполагалось оправить во Францию экипажи вертолетоносцев «Мистраль», возвращаясь из похода в Средиземное море, во время швартовки навалился кормой на причал. Командование Балтфлота и Западного военного округа некоторое время скрывало этот инцидент. Когда в печать просочилась информация, что корабль стоит на «Кронштадтском судоремонтном заводе», была озвучена версия планового технического обслуживания.
Однако, в сети все равно появились фотографии «Смольного» с хорошо различимыми повреждениями кормы корпуса. Ремонт задержал отправку экипажей «Мистралей» на месяц. Командира «Смольного» сняли с должности.
В апреле 2016 года «навигационное происшествие» в водах Балтики поджидало новую подлодку «Краснодар». 28 апреля телеканал РЕН ТВ сообщил о столкновении «Краснодара» с польской подлодкой «Ожел». Позже эта информация была удалена, а вместо нее появилось сообщение том, что якобы «российская подлодка заставила всплыть польскую субмарину».
4 мая в Санкт-Петербурге был замечен «Краснодар», в сопровождении двух буксиров следовавший на «Адмиралтейские верфи». Ремонт продолжался больше двух месяцев - территорию завода подлодка покинула 9 июля.
В конце июня этого года командующий Балтийским флотом вице-адмирал Виктор Кравчук и начальник штаба флота вице-адмирал Сергей Попов решением коллегии Минобороны были сняты с должностей с формулировкой «за серьезные упущения в боевой подготовке и искажение в докладах реального положения дел». По неподтвержденной информации, вслед за Кравчуком и Поповым были уволены 50 адмиралов и капитанов первого ранга.
Министр обороны Сергей Шойгу поручил своим заместителям, главкому ВМФ России, командующему войсками Западного военного округа, руководителям центральных органов военного управления и новому руководству флота «совместными усилиями принять исчерпывающие меры для исправления сложившейся ситуации и наведения порядка на Балтийском флоте».
Однако, «навигационные происшествия», реально затрудняющие выполнение российским ВМФ боевых задач в Средиземном море, продолжаются. В этой связи позволю себе высказать свою версию этих негативных явлений на Балтфлоте.
Как известно, в восточной части Финского залива расположен принадлежащий России остров Гогланд, с которым связан ряд военно-морских обычаев, хотя кое-кто может назвать их суевериями.
Еще «мореходы-новгородцы, отправляясь в дальний вояж, здесь, у Гогланда, бросали за борт монеты, чтобы бог морей был благосклонен к ним. Поверие давно умерло, но традиция сохранилась».
Подтверждает эту традицию и советский писатель Леонид Соболев: «Всякий старый моряк знает древнее поверье. Оно еще с петровских времен идет: когда в первый раз на корабле мимо Гогланда в море проходишь, надо золотую монету в воду кинуть — вроде как жертву морскому богу, — и тогда все плаванья на этом корабле будут тебе счастливы».
Вот что по этому поводу пишет современный мореплаватель:
«15 июня 1999 года, вторник.
За ночь подошли к северной части Гогланда. После завтрака началась лавировка к южной оконечности острова. 15 ч. 15 мин. - все еще лавируемся. Бросили по монетке - дань Гогланду за пропуск через свои ворота. Ветер то стихает, то усиливается. Постоянно меняем парусину. 22 ч. 20 мин. - прошли Гогланд, лавируемся у острова Родшер. Дальше можно будет лавироваться от Эстонии до Финляндии».
Не берусь утверждать, что все неприятности на Балтфлоте связаны с забвением этой древней традиции, что и вызвало гнев Морского Бога. И даже, напротив, если морское божество и прогневалось на балтийцев, то в первую очередь, если уж говорить об «Адмирале Эссене», - за очевидный флотский бардак и явное нарушение Корабельного устава.
И все же, даже наведя идеальный порядок на кораблях флота, подтянув производственную и технологическую дисциплину на заводе-изготовителе, морские обычаи надо бы уважать и, имея на траверзе грозный Гогланд, не искать приключений и бросить монетку Морскому Богу.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.