Фото: kvvaul.ru
Воздушно-космические силы РФ испытывают дефицит в подготовленных военных летчиках, сообщил министр обороны России Сергей Шойгу, выступая 22 февраля в Госдуме на «Правительственном часе». Он отметил, что на конец прошлого года ВКС России не хватало 1300 летчиков.
Шойгу сообщил, что из-за нехватки подготовленных специалистов в 2016 году было принято решение вернуть на службу 15 тысяч уволенных ранее военнослужащих. По ряду специальностей военнослужащим продлен на пять лет предельный срок пребывания на военной службе.
«Только в 2018 году закроем дефицит по летному составу», — сообщил Шойгу.
Оптимизм министра обороны, который пообещал через год восполнить нехватку в 1300 пилотов представляется, однако, сильно преувеличенным. В России на сегодняшний день имеется лишь одно военное летное училище - Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ).
На официальном сайте Краснодарского училища написано, что «став единственным многопрофильным вузом России, готовящим военных летчиков для нашего государства, стран дальнего и ближнего зарубежья, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков объединило под своим знаменем историю и традиции Качинского, Армавирского, Борисоглебского, Балашовского, Барнаульского военных училищ летчиков, вошедших в его состав, а также летных училищ Советского Союза: Харьковского, Черниговского, Оренбургского, Тамбовского».
Всего в Советском Союзе было свыше двух десятков военных летных училищ, а в РФ — только одно.
В прошлом году оно поставило «печальный рекорд», - выпустило аж… 13 лейтенантов! «Каким образом при подобных темпах можно закрыть дефицит летного состава уже через год?» — пишет в своем блоге известный военный эксперт полковник Виктор Алкснис.
Военных пилотов вертолетной авиации готовят в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков. В прошлом году здесь выпустили чуть более 20 молодых лейтенантов.
Согласно открытым данным, «в эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 3 600 единиц военной техники, а также 833 на хранении».
«То есть почти половина самолетного парка страны не может подняться в воздух из-за отсутствия летчиков», - пишет Алкснис.
Даже если в срочном порядке открыть дополнительно два-три военных летных училища (а сделать это придется), где взять преподавателей для них?
Минобороны РФ предпринимает сейчас, можно сказать, авральные меры для восполнения дефицита летных кадров. Организована «профессиональная переподготовка в течение полутора лет офицеров инженерно-технического состава с высшим образованием».
С 2013 года в два имеющихся летные училища набирают наземных специалистов по обслуживанию самолетов и вертолетов и их вооружения. На полтора года сажают за парты и ускоренно читают только самый необходимый минимум лекций. В прошлом году состоялся первый выпуск 49 летчиков. В текущем году таким путем будет подготовлено еще 50.
Понятно, что мастеров воздушного боя таким методом не воспитаешь.
Поэтому сейчас многократно увеличен набор в авиационные военные училища. На первом курсе в Краснодаре сегодня учится 661 курсант. В Сызрани — около 300. Но за штурвалы он и сядут не ранее, чем через четыре с половиной года.
Бывший главнокомандующий Военно-Воздушными силами РФ генерал армии Петр Дейнекин считает, что ВКС РФ на сегодняшний день не располагают группировкой, численность которой позволила бы успешно вести более масштабные боевые действия, чем операция в Сирии. «Остается серьезный вопрос: хватит ли имеющегося в составе ВКС боевого летного состава на ведение более масштабной войны, причем с активным противодействием со стороны ПВО противника? Прямо скажу — вряд ли»,—считает Дейнекин.
Пока российские ВКС задействованы лишь в одном военном конфликте в Сирии, где противник, партизаны — джихадисты, пока не имеют современных средств ПВО. Не исключено, что в ближайшем будущем для наших ВКС откроется еще один театр военных действий — в Ливии. По крайней мере переговоры об этом идут полным ходом.
В сентябре прошлого года верховный главнокомандующий лояльными парламенту Ливии вооруженными силами фельдмаршал Халифа Хафтар обратился к российскому руководству с просьбой о поставках оружия и проведении в стране военной операции, аналогичной сирийской.
Обращение в Москву привез спецпосланник Хафтара, посол Ливии в Саудовской Аравии Абдель Бассет аль-Бадри. В ходе его встречи с представителем президента РФ по Ближнему Востоку, замминистра иностранных дел Михаилом Богдановым обсуждался вопрос «снятия эмбарго и начала поставок в Ливию стрелкового оружия и боевой техники, включая самолеты».
Если российские ВКС начнут свои операции на ливийском ТВД, то для наших летчиков серьезно возрастет не только коэффициент оперативного напряжения.
Недавно британский министр обороны Майкл Феллон заявил, что «русский медведь не должен совать свои лапы в Ливию».
Сергей Шойгу ответил на этот выпад своего британского коллеги столь же символично: «Мы не думаем, что в их зоопарке вырос зверь, который может указывать медведю».
Ну, зверь-то может и не вырос, плачевное состояние британских вооруженных сил сейчас широко обсуждается в мировой прессе. Но имеющая развитую агентурную сеть в регионе британская разведка вполне может организовать поставки через третьи страны современным систем ПВО джихадистам, причем не только в Ливии.
Категорически недовольны военным присутствием России вблизи своих границ арабские монархии Персидского залива, ряд которых являются фактически криптоколониями Великобритании. Они вполне могут стать исполнителями любых подобных планов.
Интенсивность боевых действий на Ближнем Востоке и в Северной Африке возрастает буквально с каждым днем. Новая администрация США заявила о намерении ввести в регион крупный наземный военный контингент, который будет поддержан мощной авиагруппой, которая намного превосходит российскую. Конфликт интересов России с нашими западными «партнерами», который уже и сейчас имеет место, будет только нарастать.
В такой ситуации российское военное руководство должно грамотно оценивать пределы своих возможностей, чтобы избежать неприемлемых потерь личного состава и боевой техники. Когда министр обороны говорит о нехватке летного состава, то из этого следует, что «мозг армии» — Генеральный Штаб — предполагает (или даже планирует) расширение военных конфликтов с участием российских ВКС.
Говоря об участии России в Первой мировой войне и иных конфликтах начала прошлого века, известный российский политик и общественный деятель Владимир Гурко с сожалением и горечью писал, что «Россия стала чернорабочим Европы».
Чтобы в сегодняшних военных конфликтах РФ не стала «чернорабочим Америки», недостаточно всего лишь наращивать «летный состав» отечественной военной авиации, но прежде всего нужно иметь свою собственную долгосрочную и реалистичную стратегию присутствия в конфликтных регионах, основанную на военной доктрине государства. Пока что о самом факте наличия такой стратегии и такой доктрины никаких сведений не имеется.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.