Фото с телеграм-канала "Директорат 4"
Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои неназванные «военно-дипломатические источники» сообщило, что «в результате минометной атаки 31 декабря на российской авиабазе Хмеймим в Сирии уничтожены семь самолетов».
По информации издания, боевики обстреляли базу и фактически уничтожили четыре бомбардировщика Су-24, два истребителя Су-35С и транспортник Ан-72. Был также подорван склад боеприпасов. Сообщается, что в результате пострадали более десяти военнослужащих. Примечательно, что Минобороны, воды в рот набравшее с Нового года и до настоящего момента, только теперь, после уже набравшего в интернете скандала начало как-то комментировать события, что-то частично подтверждая, но в целом отрицая потерю боевых самолетов.
На странице находящегося в Сирии российского военкора Романа Сапонькова сообшается, что «обстрел был ночью 31 декабря, когда асадитские боевики во всей Латакии празднуя новый год стреляли в воздух из всего что можно и стоял такой грохот что никто не заметил как произошел внезапный обстрел базы Хмеймим. Взрывами упавших снарядов были выведены из строя несколько самолетов и ранено около 10 человек. На утро все было по-максимуму засекречено».
3 января российское Минобороны сообщило, что 31 декабря в Сирии при перелете на аэродром Хама разбился вертолет Ми-24. Оба пилота погибли. По версии Минобороны, не подтвержденной, но и не опровергнутой из независимых источников, вертолет не был обстрелян, а упал вследствие «технической неисправности».
Российская авиабаза Хмеймим периодически подвергается обстрелам. Так, 28 декабря информационное издание «Аль-Масдар» сообщило, что «российский зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1» успешно перехватил и уничтожил две ракеты, выпущенные террористами по территории авиабазы «Хмеймим».
Сообщалось, что ракеты были запущены с расстояния порядка 50 км, летели на высоте 4-5 километров и были перехвачены и уничтожены расчетом ЗРПК «Панцирь-С1». Отмечалось, что «работа российских комплексов прикрытия войск и военных объектов от средств воздушного нападения была осложнена рельефом местности»:
«На пути следования ракет находится горная гряда, которая снижает дальность обнаружения целей… Но нашим военным, невзирая на сложности географического и тактического характера, удалось справиться с задачей и показать, что «Хмеймим» прикрыт надежным «Панцирем».
Если сообщения о минометной атаке на авиабазу Хмеймим соответствуют действительности, то можно заключить, что ракетный обстрел в конце декабря был своего рода разведкой боем. Убедившись, что с воздуха авиабаза прикрыта достаточно надежно, боевики нанесли удар наземной артиллерией, подобравшись к авиабазе на расстояние около 5 км.
Специализирующийся на военной информации телеграм-канал Directorate 4 сообщил, что «27 декабря группировка «Вторая прибрежная бригада ССА» (ССА - Сирийская Свободная армия, входящая в американскую коалицию-В.П.) сообщала об обстреле базы. Они проиллюстрировали это фотографией снаряда с надписью «Сочи ваш, а Хама наша».
На снимке, размещенном в сети – минометный снаряд калибра 120-мм, которыми, скорее всего, и была обстреляна авиабаза Хмеймим. Поскольку 120-мм миномет весит около 200 кг, а сам снаряд -15-20 кг, то, надо полагать, что была использована традиционная для Сирии схема, когда тяжелые минометы перевозятся на пикапах или грузовиках.
Однако, чтобы накрыть семь самолетов и склад боеприпасов, нужен массированный обстрел силами как минимум минометного дивизиона (восемь 120-мм минометов), применение систем залпового огня типа «Град», буксируемой китайской РСЗО Тип-63 или противотанковых комплексов типа TOW-2 американского производства.
Нельзя не учесть, что в настоящее время быстрая и точная стрельба из миномета стала доступна даже малоподготовленным боевикам благодаря выпущенному американской компанией Raytheon и рядом частных компаний программному обеспечению военного назначения, которое можно скачать даже на мобильные телефоны. Имеющиеся в свободном доступе баллистические калькуляторы для смартфонов уже используются боевиками в Сирии.
Возможно, что на самом деле обстрел велся небольшими силами боевиков, но попавший в склад боеприпасов снаряд вызвал детонацию, а разлетевшиеся осколки вывели из строя стоявшие на открытой стоянке российские боевые самолеты. Следует отметить, что вывести из строя открыто стоящие на аэродроме самолеты могут даже осколки одиночного снаряда. Если бы самолеты размещались в укрепленных капонирах, или хотя бы были огорожены земляными брустверами, то вариант одномоментного выведения из строя трети имеющийся в Сирии авиагруппы был бы невозможен даже теоретически.
По сути дела, в миниатюре повторилась трагедия июня 1941 года, когда сотни открыто стоящих вблизи границы советских боевых самолетов были уничтожены внезапным налетом люфтваффе.
Таким образом, в новогоднюю ночь в Сирии произошел очередной «удар в спину» российским военным, не менее трагический, чем сбитие турецким истребителем российского бомбардировщика Су-24 и ряд других инцидентов. Причина у этих ЧП одна – верховенство политических приоритетов над военными и непонятная беспечность военного руководства, очевидная даже курсантам-первогодкам.
Информированный телеграм-канал пишет, что «попытки вывода сирийского контингента, последняя из которых обеспечила успех этой атаки, лоббировали руководители АП. Как и при серии отводов войск из Чечни в 1995-96 годах, президенту каждый раз обещали, что это хорошо воспримут избиратели».
В итоге, преждевременные заявления российских начальников о якобы уже достигнутой сокрушительной победе над джихадистами в очередной раз были опровергнуты, как говорится, на поле боя, и в очередной раз нанесли серьезный ущерб репутации руководства страны.
Одной из причин безнаказанного удара по авиабазе является отсутствие эффективной российской агентурной сети среди местного населения Сирии и отсутствие, как представляется, поддержки наших военных аборигенами. Боевики не могли приблизиться к авиабазе, не будучи замеченными жителями окружающих базу населенных пунктов. Видели – и промолчали, хотя достаточно было просто позвонить по мобильнику знакомому российскому сержанту, щедро делящемуся с голодающими крестьянами тушенкой. Значит, не делится.
Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что если стратегия и тактика (если они вообще есть) наших военных в Сирии не изменятся, то новые «удары в спину» не заставят себя ждать.
Безусловно, окончательный вывод о достоверности сообщений о потерях как личного состава, так и боевой техники на базе Хмеймим можно будет сделать только позже, сопоставляя официальные сообщения Минобороны, вынужденного комментировать сообщения СМИ, с публикациями данных космической фотосъемки западными СМИ.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Читайте также:
- Война в Сирии: где начинается авиация, там кончается дисциплина?
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.