Несколько дней назад американское агентство геополитической разведки СТРАТФОР опубликовало фотографии авиабазы Т-4 в Сирии с комментариями, которые подтверждали информацию о потере четырех ударных вертолетов российских ВКС, о чем я уже писал.
Эти фотографии были опубликованы и на сайте Би-Би-Си.
РИА «Новости» прокомментировало публикацию СТРАТФОР, сообщив, что «вертолеты, дислоцированные на авиабазе Т4 (Тиас) неподалеку от Пальмиры в сирийской провинции Хомс, были повреждены в результате пожара», со ссылкой на сирийский источник на военном аэродроме.
Причем не отрицался факт минометного обстрела авиабазы, хотя и утверждалось, что этот обстрел начался уже после того, как возник пожар:
«Причины пожара неизвестны. Он начался рядом с площадкой, где находились четыре вертолета. Пожарные машины не могли подъехать к очагу возгорания из-за начавшегося минометного обстрела террористов. Пламя перебросилось на вертолеты», — рассказал собеседник агентства.
По словам источника, погибших и раненых в результате обстрела не было».
Ответило СТРАТФОРу и Минобороны РФ, но весьма аккуратно:
«...Все российские боевые вертолеты, находящиеся в Сирийской Арабской Республике, выполняют плановые задачи по уничтожению террористов. Никаких потерь среди личного состава российской авиабазы нет...».
Официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков заявил: «Что касается фотоснимков сирийской авиабазы, то сожженная авиа- и автомобильная техника, а также многочисленные воронки от разрыва реактивных снарядов присутствуют там уже не первый месяц. Это результат упорных боев за данный аэродром сирийских правительственных войск и боевиков террористических формирований».
Очевидно, что сообщения РИА Новости (признает факт недавнего пожара на авиабазе и обстрела ее из минометов) и представителя Минобороны (отрицает это) противоречат друг другу.
В публикации СТРАТФОРа утверждается, что авиабазу Т-4 обстреляли террористы ИГИЛ (запрещена в РФ). На снимках отчетливо видно, что попадания были точечными - одна цель, один снаряд.
В этой связи вспоминается резонансная публикация эксперта Пентагона Джима Томаса в «Small Wars Journal» о стратегическом блендинге (смешивании), новой концепции иррегулярных войн.
Томас предельно откровенно изложил суть этой концепции: сделать действия дружественных повстанцев (читай - террористов) более эффективными, предоставив им высокоточное оружие.
На фотографиях СТРАТФОРа нет никаких «многочисленных воронок от реактивных снарядов». Там, где стоял вертолет (МИ-24 и Ми-8), ровно одна воронка. Значит обстрел был управляемыми ракетами. Возможно, что даже не с земли, а с ударного летательного аппарата. А вот с какого, это довольно сложно определить. Это вполне мог быть ударный беспилотник, возможно, китайского или израильского производства.
Однако, в любом случае возникает ряд вопросов. Если все же база была обстреляна из минометов, то как могли боевики проникнуть внутрь зоны безопасности вокруг аэродрома? Существует ли вообще эта зона безопасности? Кто додумался базировать наши вертолеты на аэродроме, расположенном в восьми километрах от линии фронта?
Но если уж выбрали Т-4, то почему не сделали капониры для боевых вертолетов, почему не соорудили рядом с ним дезинформирующие макеты, или хотя бы не укрыли боевую технику маскировочной сеткой?
Непорядок (мягко выражаясь) имеет место не только на Т-4, но и на авиабазе Хмеймим. Известный российский политик полковник авиации Виктор Алкснис разместил у себя в фейсбуке фотографии авиабазы Хмеймим и авиабазы НАТО сопроводив следующим комментарием:
«Возвращаясь к теме безопасности нашей авиагруппировки в Сирии, хотел бы обратить внимание на нынешнее состояние сирийских аэродромов. В советские времена одним из важнейших мероприятий в плане обеспечения безопасности было сплошное выкашивание травы и кустарников на аэродроме. Во-первых, для недопущения укрытия в них диверсионных групп противника, во-вторых - чтобы не допустить возгорания сухой травы с последующим переходом пламени на самолеты и объекты аэродрома.
Когда из Сирии пошли первые фото и видеорепортажи, я обратил внимание, что там на эти мероприятия плюют с высокого забора.
Для примера привожу два фото - одно с авиабазы Хмеймим, а другое с авиабазы НАТО "Эмари" под Таллином (бывший советский военный аэродром "Сууркуль", на котором мне приходилось по делам службы бывать десятки раз).
Обратите внимание, за спиной наших пилотов заросли травы и кустарников - без проблем подбирайся к самолетам и твори что хочешь. Зато натовский аэродром похож на поле от гольфа».
Я спросил Виктора Имантовича, в чем причина такой ситуации, почему наши военные ведут себя так, словно никакой опасности ни для личного состава, ни для боевой техники в Сирии не существует. Ответ был ожидаемым: «Разгильдяйство».
Когда турки сбили российский бомбардировщик Су-24, ответ наших военных сводился к банальному утверждению - не ожидали. Гибель боевого самолета скрыть было невозможно. А вот обстрел авиабазы, подрыв боевых вертолетов Минобороны не признает и пытается навести, как говорится, тень на плетень.
А не лучше ли было бы вовремя принять элементарные меры безопасности, которые сберегли бы дорогостоящую боевую технику и избавили бы представителей Минобороны от необходимости неуклюже выкручиваться после очевидного провала, который заставляет вспомнить поговорку советских времен: там, где начинается авиация, кончается дисциплина?
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.