На недавно прошедшем заседании Госсовета по развитию конкуренции лидер КПРФ Геннадий Зюганов в связи с планируемым сокращением объемов финансирования гособоронзаказа предложил предоставить специалистам оборонно-промышленного комплекса РФ «возможность применять их компетенции в гражданском секторе»:
«Что касается военно-промышленного комплекса (ВПК). Наметилось сокращение и урезание. Мне думается, Владимир Владимирович, это — опасная тенденция, потому что там двойные технологии и лучшие кадры. Мы можем тут продумать порядок, который позволит это все лучшее направить в гражданскую отрасль».
Как известно, в конце прошлого года на встрече с членами правительства президент РФ Владимир Путин «поручил следить за планируемым сокращением гособоронзаказа и помогать предприятиям и отраслям с тем, чтобы они не простаивали. Также глава государства ранее призвал довести до 50% объем продукции гражданского назначения на оборонных предприятиях страны и завоевывать зарубежные рынки. Президент отметил необходимость «по максимуму использовать и те возможности, которые дает переоснащение предприятий оборонно-промышленного комплекса».
Не могу не констатировать низкую, а вернее, практически нулевую эффективность как упомянутого выше предложения главы КПРФ, так и уважаемого руководителя нашего государства. Тот факт, что госбюджет уже не в состоянии выдерживать нелегкое бремя военных расходов, не может оправдать отсутствие конкретных проектов переориентации российской оборонки с «мечей на орала». Как можно предлагать использовать компетенции специалистов ВПК в гражданском секторе, когда в РФ практически нет невоенных предприятий такого уровня, чтобы на них могли применять свои компетенции оборонные инженеры и конструкторы?
Единственное исключение — российский нефтегаз. Но формулировка, использованная Геннадией Зюгановым, предполагает, что он просто предлагает уволенным из оборонки специалистам наняться на работу на гражданку. В принципе грамотного авиационного двигателиста могут взять в Газпром починять насосы на газоперекачиващих станция магистральных трубопроводов. Но это компетенция слесаря третьего разряда, а не инженера или конструктора. Скорее всего, на такую работу Газпром возьмет выпускника колледжа своего профильного института, а не уволенного из ОАК спеца иного профиля и предпенсионного возраста.
Что касается призыва «довести до 50% объем продукции гражданского назначения на оборонных предприятиях страны и завоевывать зарубежные рынки», который глава государства обратил к членам правительства, то нелишне напомнить, что такое не удавалось даже в плановой экономике Советского Союза, не говоря уже о нынешней ситуации в российском ВПК, когда срываются самые приоритетные направления гособоронзаказа, а средств, выделенные на госпрограмму вооружений, мощно разворовываются.
Призывать провести конверсию — это, мягко выражаясь, несерьезно. Нужны конкретные проекты по вовлечению российского ВПК в те направления, которые жизненно необходимы нашей стране, и финансирование которых останется на высоком уровне при любых кризисных обстоятельствах.
Чтобы не быть голословным, приведу в качестве наглядного примера одно такое направление. Это освоение Арктики. Здесь пересекаются интересы и российского ВПК и нефтегаза. Нашим сырьевикам нужны современные технологии для освоения как шельфовых, так и глубоководных месторождений Ледовитого океана. Недавний отказ компании «Экссон» от сотрудничества в этой сфере с «Роснефтью» поставил крест на теплившихся до самого последнего времени надеждах, что западные корпорации проигнорируют антироссийские санкции во имя немалой прибыли. Которую им сулило совместное с РФ освоение труднодоступных российских углеводородов. Кстати, глава «Роснефти» Игорь Сечин говорил как-то, что освоение арктического нефтеносного шельфа по своей сложности сравнимо с лунными проектами в космосе.
Кураторы российской оборонки, кстати, время от времени заявляют о намерениях-таки возобновить полеты на Луну и иные объекты Солнечной системы. Но уже ясно, что денежек им на это вряд ли дадут.
Так почему же не объединить мощный интеллектуальный и технологический потенциал нашего ВПК и примкнувшего к нему «Роскосмоса» с имеющими твердовалютную экспортную выручку лидерами нефтегаза в проекте, скажем, гипотетического холдинга «Арктика», в рамках которого могут быть созданы научно-исследовательские институты и КБ, в которых найдут применение своим компетенциям специалисты оборонки?
Тогда, возможно, уже через несколько лет Россия начнет строить, скажем, свои морские буровые платформы и посрамит самих норвежцев, недосягаемых лидеров в этой сфере.
Я мог бы привести еще ряд подобных проектов, которые могли бы реально осуществить синергию от сотрудничество оборонки с гражданскими компаниями и корпорациями. Один агропром, который сейчас на подъеме, мог бы, к примеру, загрузить заказами не один десяток оборонных предприятий.
Но толку от того, что я придумаю такие проекты, будет не очень много. Разве что эту статью прочитают российские начальники и, вдохновленные этим чтением, сгенерируют реальный экономически конструктив, а не призывы и предложения.
Я этому буду только рад.
Владимир Прохватилов, Президент Академии реальной политики, эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.