Попечительский совет Общества поощрения русской поэзии объявил лауреатом российской национальной литературной премии «Поэт» 2015 года поэта, переводчика, драматурга Наума Коржавина.
Общество поощрения русской поэзии было создано в начале XXI века по инициативе группы литературных критиков и литературоведов, среди которых директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, заведующий кафедрой литературной критики МГУ Николай Богомолов, Дмитрий Петрович – критик, профессор РГГУ, профессор ВЭК Андрей Немзер и главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин.
Премия «Поэт» учреждена Обществом поощрения русской поэзии по инициативе Анатолия Чубайса при финансовой поддержке РАО «ЕЭС России», с 2008 года официальным партнером премии стал некоммерческий фонд "Энергия будущего".
Премией могут быть награждены только живущие поэты, пишущие на русском языке, безотносительно к их национальности и месту проживания. Премия может быть присуждена одному лицу только один раз. Разделение премии между двумя или более лауреатами и присуждение премии посмертно не предусматривается. Лауреату премии «Поэт» вручаются диплом, нагрудный знак и денежное вознаграждение в сумме 1 500 000 рублей.
Право выдвижения на соискание премии принадлежит только членам Попечительского совета Общества поощрения русской поэзии, в который, кроме основавших Общества критиков и литературоведов, входят лауреаты премии минувших годов, в том числе, Сергей Гандлевский, Евгений Евтушенко, Тимур Кибиров, Юлий Ким, Олеся Николаева, Геннадий Русаков, Виктор Соснора и Олег Чухонцев.
Наум Коржавин (Мандель) родился 14 октября 1925 года в Киеве, рано увлёкся поэзией, был замечен Николаем Асеевым, который и рассказал московской литературной среде о юном киевлянине. В начале Великой Отечественной войны эвакуировался из Киева, не попав в армию по причине сильной близорукости.
В 1945 году поступил в Литературный институт. В конце 1947 года Коржавина арестовали и приговорили к ссылке по статьям Уголовного кодекса 58-1 и 7-35 — как «социально опасный элемент». Осенью 1948-го выслали в Сибирь, в село Чумаково. В 1951-1954 годах отбывал ссылку в Караганде, закончил горный техникум и в 1953 году получил диплом штейгера.
В 1954 году, после амнистии вернулся в Москву, был реабилитирован, восстановился в Литературном институте и окончил его в 1959 году.
Зарабатывал на жизнь переводами, в период «оттепели» начал публиковать собственные стихи в журналах. Широкую известность ему принесла публикация подборки стихов в поэтическом сборнике «Тарусские страницы» (1961).
В 1963 году вышел сборник Коржавина «Годы», куда вошли стихи 1941—1961 годов. В 1967 году Театр им. К. С. Станиславского поставил пьесу Коржавина «Однажды в двадцатом».
Был активным участником самиздата, защищал узников совести - Даниэля и Синявского, Галанскова и Гинзбурга. В 1973 году, после допроса в прокуратуре, поэт подал заявление на выезд из страны, объяснив свой шаг «нехваткой воздуха для жизни», уехал в США и обосновался в Бостоне.
В 1976 году во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) вышел сборник стихов Коржавина «Времена», в 1981 году там же — сборник «Сплетения».
После перестройки часто приезжал в Россию, много выступал, но с годами его визитам на Родину стало мешать здоровье. Осенью 2015 Москва широко отметила 90-летие поэта, но поздравить смогла его только виртуально: поэт живет в США.
Среди серьезного, порой ироничного творчества Коржавина есть стихи, ушедшие в народ, самое известное
Памяти Герцена или Баллада об историческом недосыпе
Любовь к Добру сынам дворян жгла сердце в снах,
А Герцен спал, не ведая про зло...
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда все пошло.
И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.
А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,-
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.
И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так родилась в России конспирация:
Большое дело - долгий недосып.
Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул несладким сном.
Но перед этим побудил Плеханова,
Чтоб тот пошел совсем другим путем.
Все обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт...
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребенок спит?
На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его...
Три составные части - три источника
Не проясняют здесь нам ничего.
Он стал искать виновных - да найдутся ли?-
И будучи спросонья страшно зол,
Он сразу всем устроил революцию,
Чтоб ни один от кары не ушел.
И с песней шли к Голгофам под знаменами
Отцы за ним,- как в сладкое житье...
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто не доспал свое.
Мы спать хотим... И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить...
Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..
Нельзя в России никого будить.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.