Генеральным директором «Норильского никеля» в понедельник станет один из его совладельцев Владимир Потанин. Он заменит на этом посту Владимира Стржалковского. Сумма компенсации составит $100 миллионов.
Компания выплатит тому сразу $50 миллионов, через полгода — $25 миллионов и столько же еще через год. Это компромиссный вариант, на который согласились все акционеры. Условия компенсации Стржалковского описаны в соглашении акционеров, подписанном на этой неделе UC Rusal Дерипаски, «Интерросом» Потанина и Millhouse Абрамовича. Этот же документ описывает условия мировой между UC Rusal и «Интерросом», продажу части акций «Норильского никеля» Millhouse, а также принципы последующего корпоративного управления компанией, сообщают «Ведомости».
$100 миллионов - серьёзная сумма, даже для такого гиганта как «Норильский никель». Она эквивалентна примерно двум тоннам золота. Во второй половине восьмидесятых старательская артель «Полюс» добывала столько золота за целый сезон. А для покидающих свои посты крупных руководителей в нашей стране она, возможно, является рекордной, поскольку до сих пор выплаты компенсаций не превышали в $10-20 миллионов. Ведь, например, бывший генеральный директор «Уралкалия» Денис Морозов довольствовался значительно более скромными $7 миллионами.
В иных странах, бывало, платили больше, чем Стржалковскому. Так, гендиректор General Electric Джон Уэлч получил в 2001 году в качестве вознаграждения за 20 лет успешной работы в компании $417 миллионов. А Ли Реймонд, стоявший у руля Exxon, и далее ExxonMobile— $320 миллионов. Но такие гигантские компенсации получали люди, руководившие корпорациями на протяжении десятилетий. Ошеломляющая компенсация Стржалковскому, не проработавшему на «Норильском никеле» и пяти лет, вероятно, объясняется той специальной, особенно важной и ответственной ролью, которую он сыграл в судьбе компании, размышляют эксперты.
Владимир Игоревич Стржалковский родился 29 мая 1954 года в Ленинграде.
В 1977 году Стржалковский окончил Ленинградский электротехнический институт, получив специальность « инженер-математик», а затем около двух лет проработал инженером в ленинградском Научно-исследовательском институте командных приборов.
В 1980-1991 годах Стржалковский, являлся сотрудником управления КГБ СССР по Ленинградской области. Сам Стржалковский рассказывал, что, будучи сотрудником органов госбезопасности, имел связи в среде международного туризма - достаточно плотно работал с "Интуристом", "Спутником", профсоюзами - и разбирался в этой области. По некоторым данным, он курировал гостиничный бизнес в Санкт-Петербурге, сообщает Peoples. ru
В 1991 году Стржалковский вошёл в состав учредителей туристической фирмы - ЗАО "Фирма Нева" (Санкт-Петербург) и стал ее генеральным директором. В том же 1991 году пост председателя Комитета мэрии Санкт-Петербурга по внешним связям занял ставший впоследствии президентом России Владимир Путин.
В декабре 1999 года Стржалковский был назначен заместителем министра по физической культуре, спорту и туризму РФ, отвечающим за туристический рынок, а министром был тогда Борис Иванюженков.
В июне 2000 года Владимир Игоревич стал председателем Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, а в июле занял должность заместителя министра экономического развития и торговли России Германа Грефа. В то время именно на это ведомство были возложены обязанности по государственному управлению и межотраслевой координации в сфере туризма.
С 19 ноября 2004 года он руководил Федеральным агентством по туризму, созданным указом Президента России от 18 ноября 2004 года № 1453.
В июле 2008 года Владимир Потанин, председатель совета директоров компании «Норильский никель», владеющий 29,8% акций компании, предложил Стржалковскому занять пост генерального директора. Присутствие близкого к власти человека должно было успокоить инвесторов в создавшейся вокруг компании конфликтной ситуации. Когда основные акционеры Михаил Прохоров и Владимир Потанин делили активы, первый, весьма удачно, перед самым кризисом, продал блокирующий пакет Олегу Дерипаске, который активно включился в борьбу за контроль над компанией. В тех условиях выбор кандидатуры Стржалковского, далекого от металлургии, объяснялся, по сведениям близкого к потанинскому "Интерросу" источника "Ведомостей", большим опытом работы в госорганах, а отсутствие у него индустриального опыта в данном случае было не столь уж и важно. Приход Стржалковского означал, что государство решило перейти к более активным действиям в металлургии и горнодобывающей отрасли. В этом случае такой относительно мягкий вариант государственного контроля давал «Норильскому никелю» шансы избежать болезненного процесса смены собственников.
8 августа 2008 года премьер-министр Путин освободил Стржалковского от должности главы Ростуризма. В тот же день Совет директоров АО «ГМК «Норильский никель» принял решение о назначении Стржалковского генеральным директором компании. С новым гендиректором был заключен бессрочный контракт. При этом согласно уставу компании совет директоров был вправе досрочно прекратить его полномочия.
В ноябре 2008 года, на фоне общемирового кризиса ликвидности, Стржалковский обратился к премьер-министру Путину с предложением о выкупе Внешэкономбанком блокирующего пакета акций никелевой компании у UC Rusal. «Ведомости» писали, что Стржалковский выдвинул эту идею, опасаясь утраты Россией контроля над «Норильским никелем». Сообщалось, что ранее UC Rusal приобрел 25% акций «Норильского никеля» у Прохорова, набрав у западных банков кредитов на $4,5 миллиарда. При этом компания заложила акции «Норильского никеля» в качестве обеспечения кредита. После того как биржевые котировки ценных бумаг «Норильского никеля» резко ушли вниз по причине проклятого кризиса, 25% акций могли запросто достаться иностранным банкам - кредиторам UC Rusal. По словам Стржалковского, его предложение было в целом поддержано, однако форма выбрана другая: акции пока не принадлежат государству, а находятся у него в залоге.
В конфликте между Потаниным и UC Rusal Стржалковский занял сторону первого. Алюминиевая компания добивалась его отставки. Впрочем, со временем Стржалковский стал фактически третьей силой в конфликте. «Норильский никель» провел два обратных выкупа акций почти на $9 миллиардов и сконцентрировал под своим контролем почти 17% акций.
Вчера «Норильский никель» сообщил о ликвидации «дочки» NN Investment и получении принадлежавших ей 9,69% собственных акций. Решение об этом совет директоров компании принял в июле. Правда, в ноябре от ликвидации NN Investment пришлось отказаться. Компания могла понадобиться для участия в разбирательстве по иску UC Rusal. Но после примирения акционеров совет директоров вернулся к первоначальному плану.
Поскольку, главной функций Стржалковского была защита от давления со стороны UC Rusal, на оперативное развитие «Норильского никеля» он существенно не влиял, отмечает аналитик БКС Кирилл Чуйко. Своё мнение он основывает на том, что индекс ММВБ с августа 2008 года прибавил 42%, а «Норильский никель» подорожал только на 11,6%. А это почти в четыре раза хуже рынка.
Доходы Стржалковского складывались из ежемесячной заработной платы в размере $400000 и двух типов бонусов. Первый выплачивался в случае отсутствия у компании убытков в сумме $3 миллионов в год. Второй рассчитывался от ежегодного прироста биржевой стоимости записанных на Стржалковского фантомных акций «Норильского никеля». Но данные источников «Ведомостей» о том, какова была максимальная сумма выплат гендиректору по второму бонусу, расходились. Один утверждал, что она не могла превышать $25 миллионов в год. Другой, что $25 миллионов, — это лимит на пять лет.
СМИ называют Стржалковского «влиятельным человеком», близким к Путину. Он, безусловно, ещё будет востребован. Его относят к категории «старых питерских», подчеркивая, что тот имеет возможность напрямую выходить на руководство страны. По некоторым данным, Стржалковский также дружит со спикером Госдумы Борисом Грызловым и руководителем администрации президента Сергеем Нарышкиным.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.