Приватизация была и остаётся одной из главных целей медведевского правительства. Когда экономика растет, и бюджет свёрстывается с профицитом, в ней нет нужды. Трудно объяснить людям, зачем это надо.
Но вот завершается первый квартал, провален план сбора доходов и появляется повод для реализации одной из самых заветных стратегических задач исполнительной власти – дальнейшей распродаже государственной собственности или, другими словами говоря, остатков народного достояния.
Раньше всегда, даже в кризисные годы, бюджет в начале года закрывался с профицитом, ввиду больших поступлений денежных средств от управления суверенными фондами и прибыли Банка России. Но в этом январе бюджетный дефицит составил 1,8% ВВП или 81,25 миллиарда рублей при годовом плане — 0,8%, и традиция была нарушена. Февраль также не принёс никакого оптимизма. По предварительным оценкам на 1 марта, расходы составили около 2,2 триллионов рублей, а доходы — 2 триллиона.
«Сбываются плохие ожидания. На несколько дней пришлось даже залезать в остатки средств на счете бюджетных учреждений», - поведал Прайм безымянный чиновник финансово-экономического блока.
Основной причиной бюджетного дефицита чиновники называют кассовый разрыв из-за больших вычетов и возмещения по НДС. По данным руководителя ФНС Михаила Мишустина, в прошлом году вычеты по внутреннему НДС увеличились на 283 миллиарда рублей и превысили 1 триллион. Ситуация с налогом на добавленную стоимость стала ухудшаться ещё в прошлом году. Многие госкомпании завершили крупные инвестиционные проекты и начали процедуру возврата налога. «Вычеты зачастую накапливались за целый ряд лет», - признавал ранее министр финансов Антон Силуанов.
Еще одна причина низкой собираемости доходов бюджета - недобор налогов и сборов по импорту. План на этот год «очень напряженный», жаловался руководитель ФТС Андрей Бельянинов. При этом импорт в январе вырос на 7,6% по сравнению с прошлым годом ( данных за февраль еще нет), а перечисления ФТС в бюджет за январь-февраль сократились на 5,5%.
В результате напряженной деятельности министерств и ведомств бюджет недобрал доходов. Вместе с тем появились новые расходы почти на 0,5 триллиона рублей в качестве «базового уровня запроса» министерств, которым на самом деле надо намного больше.
Почти все ведомства прислали свои заявки в правительство и обосновали новые потребности. Но на что именно пойдут найденные дополнительные средства, решат на другом совещании премьера, которое состоится завтра и будет закрытым, сообщает Прайм. Делить – не собирать. Здесь требуется конфиденциальность.
Сегодня же премьер Дмитрий Медведев провёл совещание «О мобилизации доходов федерального бюджета на 2013 год и среднесрочную перспективу».
Как говорится, нет худа - без добра. И неясная тень отложенной приватизации стала обретать реальные черты, поскольку других источников пополнения казны, кроме как от управления государственной собственностью, по мнению сторонников либеральной экономической мысли, в стране не осталось, а согласно бюджетному правилу использовать в этих целях дополнительные доходы сырьевого сектора не полагается. Нельзя - так нельзя. С этим все как-то быстро согласились, и операция-приватизация вступила в стадию творческого воплощения. Участников совещания накрыл бриллиантовый дым. Риторический вопрос, как и когда мы будем делить наши деньги, интересовал каждого ничуть не меньше, чем в своё время старика Паниковского.
Премьер-министр говорил как всегда серьёзно и ответственно. Он подчеркнул, что проблема дополнительных доходов федерального бюджета - ключевой момент для реализации социальных программ, развития образования и здравоохранения, а в целом - улучшения качества жизни большого количества российских граждан.
«Минфин справедливо, на мой взгляд, настаивает, чтобы все те доходы, которые мы планируем (от управления госимуществом), в том числе от приватизации государственного имущества, они в полной мере зачислялись в доход бюджета», - сказал Медведев, и добавил, что нужна современная политика по управлению доходами от государственной собственности и по проведению приватизации.
Этот жёсткий пассаж несколько разочаровал некоторую часть присутствующих, которые, грешным делом, наивно надеялись, что доходы от грядущей распродажи пойдут в их карманы напрямую, минуя бюджет.
«Это правильно, мы на эти деньги рассчитываем», - добавил премьер-министр, чтобы успокоить сомневающихся.
«А мы-то как рассчитываем», - подумали сомневающиеся и начали успокаиваться.
Медведев отметил, что перед перечислением бюджетных взносов в уставный капитал госкомпаний необходимо оценить эффективность их инвестиционных программ и понять, какую пользу в итоге получит бюджет.
«Не все измеряется, конечно, бюджетными нормативами, но думать об этом нужно», - разъяснил он участникам совещания ход своих мыслей.
Сомневающиеся чиновники решили, что думать о бюджете, конечно, нужно, а вот измерять его нормативами необязательно. Они этим приободрились и окончательно успокоились.
Воодушевлённый министр финансов РФ Антон Силуанов объявил на совещании, что в 2013 году от приватизации планируются поступления в бюджет в размере 427,7, в 2014 - 330,8, а в 2015 году - 595,1 миллиардов рублей.
Напомним, что по итогам 2012 года было получено от приватизации 201,5 миллиардов рублей, вырученных от продажи 273 пакетов акций. Наиболее крупными стали сделки по продаже 7,58% акций ОАО "Сбербанк России" за 159,3 миллиардов рублей, 100% акций ОАО "СГ-Транс" за 22,77 миллиарда рублей, 20% акций ОАО "Апатит" за 11,1 миллиардов рублей и 25,5% ОАО "Мурманский морской торговый порт" за 2,2 миллиарда рублей.
До 2016-го года планируется сократить/прекратить участие государства в уставных капиталах крупнейших российских эмитентов, как уже обращающихся на фондовых биржах (ОАО «Банк ВТБ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Аэрофлот», ОАО «Русгидро» и другие), так и тех, которые имеют значительные перспективы входа в группу наиболее ликвидных ценных бумаг на российском биржевом рынке (ОАО «АК «Алроса», ОАО «РЖД», ОАО «ОЗК», ОАО «Уралвагонзавод» и другие).
«Приняли решение максимально задействовать наши возможности по продаже государственного имущества», - удовлетворенно заявил Силуанов журналистам по окончании мероприятия.
Правительство как бы не замечает, что экономика страны все глубже сползает в рецессию. В феврале опять снизился объём грузоперевозок, и это происходит четвертый месяц подряд. Высокие цены на нефть уже не спасают. Объявленного роста не будет. Распроданные активы страны концентрируются в одних и тех же руках. Убита конкуренция и вместе ней малый бизнес. Распродажа лучших кусков государственной собственности может лишь на короткое время заткнуть дыру в бюджете. Но кого-то осчастливит на долгие годы.
Операция-приватизация продолжается. Так и хочется добавить – господа присяжные заседатели!
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.