Маленький остров в Средиземном море, большинству россиян известный как курорт, стал в последние дни объектом явного и сильного беспокойства российской власти и крупного бизнеса, и очередной головной болью Европы.
В самом конце прошлой недели, уже практически в ночь на выходные, Евросоюз предложил Кипру план спасения его экономики, которая оказалась на грани краха – а поскольку вся экономика Кипра состоит в основном из банковского сектора, то спасать предполагалось банки. Еврогруппа в лице МВФ и Европейского Центрального банка предложила кипрским властям кредит в сумме 10 миллиардов евро в обмен на его собственные усилия по поиску еще 7 миллиардов. Решение подсказано было простое и жестко-прямое – обложить налогом счета вкладчиков кипрских банков. Вот тут в дело и вмешалась Россия, которая является одним из крупнейших вкладчиков островных банков.
Как Кипр дошел до жизни такой? Все оказалось просто, скрытым мотиватором были, если отвлечься от экономико-банковской вуалирующей терминологии, жадность и лень. Во-первых, Кипр был одним из основных кредиторов Греции, а после списания греческих долгов экономика острова просела сразу на несколько процентов. Беда киприотов была в том, что они давали кредиты, не особенно беспокоясь о гарантиях возврата и не проверяя платежеспособность заемщика. Конец рано или поздно пришел. А во-вторых, не только в Греции дело: «Кипр накапливал разбалансированность экономики годами», - заявил сотрудник Bank of America Merrill Lynch газете Le Figaro. Банковские активы острова превышают ее ВВП в восемь раз, и существенная часть капиталов принадлежит России, причем значительная часть из них, как в один голос утверждают все европейские и американские экономические агентства, являются попросту отмывочными. В этом уверена и канцлер Германии Ангела Меркель, основной мотор Евросоюза, сообщает газета Guardian. На Кипре можно было открыть депозит под 17% годовых в евро – какая экономика это выдержит? Российские граждане, порой не сильно искушенные в экономических вопросах, но с горящими деньгами в кармане, активно этим пользовались.
Для России крах экономики Кипра несет в себе угрозу мощного провала в сфере инвестиций в экономику – увы, российские капиталы возвращались с Кипра назад в виде инвестиций, чтобы вновь убежать на остров в оффшор прибылью. Кипр – один из крупнейших российских инвесторов, но как-то от властей, радовавшихся инвестициям, ускользало, что это наши же деньги и есть, причем часто ушедшие от налогов или вовсе темного происхождения, обретшие вторую жизнь через оффшор. В этом в принципе нет ничего незаконного, но следует задуматься – почему бизнес, даже вполне честный, предпочитает не хранить средства в России и вкладывать в дело, а распихивать их так, чтобы никто не нашел? Семьи Морганов, Ротшильдов и Вандербильтов тоже свои первые капиталы не в сельском хозяйстве заработали, но вкладывали их в американскую экономику уже законным путем и оставляли детям, а не скупали домики на островах.
По поводу Кипра уже высказались все крупные российские экономисты, и даже президент с премьером – одни осуждают европейские инициативы как наезд на священное право частной собственности, другие приветствуют как шаг к деоффшоризации экономики. Некоторые полагают, что деоффшоризация даже может спасти раздутые социальные обязательства России и на руку президенту. Критикуют и Европу: «Если вы хотите бороться с грязными деньгами, боритесь с грязными деньгами, а не с киприотами», - обращается к европейским лидерам Стив Кин, профессор экономики из университета Западного Сиднея. Вольно ему советы давать, из Австралии…
Кипрский парламент, судя по всему, не нашел в себе сил отказаться от халявной жизни (грубо, но правда) и возложил надежды на Россию, отклонив предложение Евросоюза обложить депозиты налогом. Вольфганг Шойбле, министр финансов Германии, уже высказал сожаление об этом шаге киприотов, а кипрский министр финансов помчался в Москву, предлагать взамен за спасение банков газовое месторождение в Средиземном море и акции тех самых спасаемых банков. Поговаривают, что он может поделиться и тайной информацией – кто и чем владеет в кипрских оффшорах из россиян, то есть компроматом на некоторых, скорее всего, властных фигур.
Если договорятся Кипр с Россией – это оттянет крах кипрской экономики, но временно. Нельзя строить финансовую пирамиду, не предполагая, что она рухнет. Скорее всего, Греция и Кипр – первые звоночки того, что миру пора заканчивать жить в кредит, и искать возможность обогатиться, ничего не делая, лежа под пальмой с бананами в виде процентов на заработанные путем впаривания соседу всякой дряни деньги и социальные пособия. Экономика – наука, а не придумка очкариков-лохов, ее не обманешь. Придется трудиться, как делали наши предки, в поте лица и беречь копейку…
«На самом деле деоффшоризация в перспективе 5 лет будет происходить везде. Это в условиях экономического бума, благоденствия можно было закрывать глаза на финансовые утечки, а когда приходиться считать каждый евро, рубль или доллар, то триллионные оффшорные зоны – это потенциальные налоговые поступления в национальный бюджет, за которые страны будут бороться, даже не смотря на лобби крупного финансового капитала и олигархов», - пишет ЖЖ-юзер spydell, и с ним можно согласиться.
Рано или поздно кто-нибудь изобретет, например, гравитационный двигатель, и кому будет нужен Газпром? А при диверсифицированной, наукоемкой экономике, прибыль которой идет не в оффшоры, а в собственное производство, подпертой действующими законами и судами спастись реально.
И еще одно наблюдение: многие европейские СМИ пишут, что вторыми по потерям на Кипре стали французские бизнесмены, однако французский президент Франсуа Олланд не называет действия Евросоюза «не профессиональными и несправедливыми». Разница в том, что во Франции деньги теряет частный бизнес, это его проблемы, а в России – государство и элита, которых принято спасать в первую очередь – куда ж мы без них? Разбежимся, потеряемся и пропадем…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.