globallookpress
Разгорающийся конфликт Запада и России напугал весь мир. В тревожном состоянии находятся все – от микроскопического Люксембурга до Англии, Франции и даже США. Саммит ЕС дал самому себе неделю на обдумывание новых санкций, а спикер Совета Федерации выступила на упреждение, и уже пригрозила Западу, что наш ответ готов, и что от ответных санкций России "никому мало не покажется".
Согласно версии итальянской газеты La Repubblica, премьер-министр Италии вернулся с саммита со словами «Все очень, очень плохо». На саммите Жозе-Мануэль Баррозу, председатель Еврокомиссии, рассказал коллегам о словах, сказанных ему президентом России Владимиром Путиным в приватной беседе – якобы российский лидер заявил, что если захочет, возьмет Киев в две недели. Этот рассказ создал на саммите ирреальную атмосферу присутствия в фантастическом фильме, пишут эмоциональные итальянцы.
По мнению французской Le Monde, такого настроения в Европе не было уже 65 лет. Коллектив польских интеллектуалов и философов, среди которых известные во всем мире Владислав Бартошевский, Яцек Денель, Дорота Масловска, Анджей Вайда обратились с публичным призывом к миру. Письмо опубликовано в целом ряде европейских газет, в том числе в Le Monde, и напоминает о 1 сентября 1939 года, когда пакт Молотова-Риббентропа окончательно дал Гитлеру «зеленый свет». Европа смотрела на захват Гданьска с позиции невмешательства. «Мы не знаем, кто будет у власти и что будет с российской элитой в будущем. Но мы точно знаем: никакие интересы бизнеса уже не будут иметь значения, когда погибнут тысячи русских и украинцев, тысячи беженцев утратят кров, империалистические идеи сломают хребет маленьким государствам. Вчера Гданьск, сегодня Донецк, Европа не сможет жить с этой кровоточащей раной», - пишут поляки, к ним присоединился французский философ Бернар Анри Леви, чье мнение в Европе пользуется огромным уважением.
Итальянцы составили карту, на которой обозначили разное отношение европейских стран к России: дружественное (в смысле экономики, но чем дальше, тем менее дружественным оно становится), партнерское, нейтральное и негативное. Это отношение определяет и желание вводить или не вводить санкции.
Фото La Repubblica
Согласно этой карте к условным «друзьям» России пока относятся Испания, Франция, Германия, Италия, Венгрия, Греция, Словакия – они зависят от российского газа, и сильно вовлечены в совместные проекты. Есть еще категория «партнеры» - они имеют весьма значимые совместные проекты, и от санкций пострадают весьма ощутимо. Это Португалия, Норвегия, Финляндия, Австрия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды. К «партнерам» итальянцы относят и Белоруссию с Украиной. Страны, не имеющие серьезного совместного бизнеса, и нейтрально относящиеся к России – Румыния, Турция, ряд средиземноморских стран. И, наконец, «враги» - Британия, Польша, Швеция, страны Балтии – эти требуют наиболее суровых санкций и вмешательства НАТО.
Пока Европа не определилась с санкционными мерами, но предлагаются две: удар по промышленности, то есть запрет на экспорт в Россию технологий, и полный отказ от закупки ее вооружений и любой продукции, кроме газа и нефти; и удар по банковскому сектору, исключение из системы SWIFT, что приведет потенциально к коллапсу платежей (без этой системы платеж за границу делается не столько невозможным, сколько неопределённым – он может быть похищен на любом этапе) и банковского сектора в целом. Без этой системы хранить деньги в банках может посоветовать только совсем ничего не понимающий в финансах человек.
Атаку на промышленность и военный сектор предлагают страны-друзья – Германия, Франция. Франция никак не может отказаться от поставки в Россию «Мистралей», уж больно крупные суммы лежат на кону – хотя президента Франсуа Олланда уже атакует оппозиция, и весьма сильно. Французы пишут, что украинский кризис породил не только «войну оружия», но и «войну слов» - по мнению обозревателя Le Monde Франсуа Бугона, Олланд и Меркель используют «словарь трусов». Франсуа Эйсбург, руководитель Центра стратегических исследований Франции, обвинил Олланда в «слепоте и уступках за деньги от «Мистралей».
Британцы настроены гораздо более жестко – несмотря на то, что украинский кризис и предыдущие пакеты санкций привели-таки к падению темпов роста промышленного производства на 0,5% - для Британии это существенные цифры, сообщает Guardian. Они стоят у истоков предложения обрушить российский банковский сектор – аналогичная мера ранее заставила сдаться куда более идейный Иран. Не без ехидства, британские журналисты пишут, что санкции вновь активизировали английский рынок недвижимости – беглые российские бизнесмены скупают дома и виды на жительство пачками, не желая оставаться в России.
США, несмотря на обилие собственных проблем, Ирак и Сирию, тоже напуганы – в Washington Post появилась статья под заголовком «Война в Европе – не страшилка, а реальность», в которой аналитик Энн Эппельбаум приводит многочисленные высказывания, прозвучавшие в последнее время по российскому телевидению, про «ядерный пепел», речи Жириновского про захват Варшавы и пр. По американским СМИ разошлась цитата профессора Дугина о том, что в Украине надо творить геноцид. Для американского обывателя такие высказывания – ужас во плоти, он снова начал бояться «ядерной угрозы из России», о которой не вспоминало уже целое поколение.
Даже далекая Австралия вдруг внесла свою лепту в хор голосов, призывающих санкции и вмешательство НАТО: австралийский премьер-министр Тони Эббот, убитый горем после трагедии малазийского самолета, вспомнил книгу соотечественника Кристофера Кларка о Первой Мировой войне: «Сомнамбулы: Лето 1914. Как Европа шла на войну».
Экономисты Financial Times напоминают, что все предыдущие пакеты санкций были построены так, чтобы не затронуть жизнь простого россиянина, однако российские власти сами ввели эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, вызвав повышение цен на продукты и инфляцию. Специалисты опасаются, что Кремль ответит очередным непредсказуемым эмбарго, которое приведет к глубокому экономическому кризису не только на постсоветском пространстве, но и в Европе, только оправившейся от предыдущего падения. Американская экономика тоже находится не в лучшем состоянии, военные расходы растут, исламистская угроза в Ираке стала весьма серьезной – мир опасается резкого роста терроризма и вынужден тратиться на беспрецедентные меры безопасности. Куда ни кинь – всюду клин.
Необходимость реагировать на целый ряд угроз ставит НАТО на перепутье: 75% его финансирования ложится на плечи США. Альянс готовится к саммиту в Ньюпорте, где будет решаться вопрос, как далеко он может зайти в Европе. Президент США Барак Обама уже выступил в Эстонии, где пообещал всяческую защиту – но пока все члены в один голос утверждают, что оружие применять не собираются. «Проснется ли в Уэльсе дракон? Никто пока не знает», - пишет The Independent. «Срочные меры» и «реакцию в воздухе, на суше и на море» туманно пообещал Андерс Фог Расмуссен в Брюсселе.
«Исторические аналогии весьма увлекательны, когда помогают осмыслить ситуацию, но они играют разрушительную, кощунственную роль, когда служат для оправдания чего угодно. Можно оправдать бездеятельность, спрятавшись за Сомнабулами Первой мировой. В России некоторые СМИ украинцев запросто именуют нацистами и сравнивают Донецк с Ленинградом», - полагает Франсуа Эйсбург.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.