В последнее время российский рубль перестал бегать за ценой на нефть – вначале стабилизировался, а потом уверенно пошел в рост. Укрепление курса национальной валюты совпало с мартовским налоговым периодом. Обычное дело, но все равно чувствуется облегчение.
Пик платежей по внешнему долгу, пришедшийся на начало года успешно пройден. На валютном рынке стало больше порядка, ключевая процентная ставка постепенно снижается, фондовый рынок пыхтит, работает. Даже золотовалютные резервы 20 марта вдруг выросли впервые с июля прошлого года, поразив закоренелых пессимистов. Министры экономического блока и руководство Банка России стали выглядеть поувереннее и говорить побойчее. Запахло амнистией беглых капиталов и новыми проектами.
Только Запад никак не успокаивается, душит санкциями, и сплошным гремучим негативом в СМИ. По-прежнему нет покоя в Украине, и апрель таит угрозу новой войны, цветных революций и обрушения нефтяных котировок до бесконечно малых величин. И хотя поутихла ругань в адрес выступлений и действий правительства и его антикризисной программы, идеи мобилизационного пути экономического развития отечественной экономики, никуда не делись, а лишь притаились на время. Геополитические коллизии нам сегодня сильно мешают, но где-то стали косвенно помогать, поддерживая цены на нефть. Но все очень быстро меняется, риски топорщатся в разные стороны и неприятности таятся за каждым углом.
В напряженной обстановке всеобщего недоверия и повсеместной антироссийской риторики наши СМИ расхватали статью колумниста Bloomberg Леонида Бершидского как горячие пирожки. Еще бы, со времен гайдаровского форума 2014 года мы от западных комментаторов в адрес нашего либерального правительства добрых слов не слышали, а тут на тебе – экономическая команда Путина творит чудеса! Именно под такой шапкой разошлась информация по газетам и интернету. Хотя, если быть более точным, автор сравнил деятельность российских монетарных властей с подвигами легендарного Гарри Гудини, а тот как известно, был иллюзионистом, то есть гениальным, но всего лишь фокусником, смысл выступлений которого дальше втирания очков доверчивой публике, к сожалению, не распространялся. Чудеса его были ненастоящими. Он всю жизнь выкручивался, выныривал, выпутывался, проходил сквозь стенку, а однажды организовал исчезновение слона. Но ведь наши министры не цирковые артисты, а серьезные государственные деятели, которые даже на «чиновника» обижаются – им слоны без надобности.
Поэтому нам с одной стороны вроде бы лестно, что их вдруг начали хвалить сразу после присвоения стране мусорных рейтингов, а, с другой стороны, непонятно, может быть, заокеанские партнеры всерьез опасаются перспективы возврата РФ в славное советское прошлое из-за проклятых санкций, и только поэтому решили поддержать нашу либеральную экономическую команду в глазах президента и особенно недоверчивых, консервативно настроенных граждан. Чтобы ее не поменяли в случае чего на другую, которая без плана никуда не ходит. В случае резкого обострения кризиса. Но мы то знаем, что этого не случится.
А, впрочем, почитайте статью полностью (перевод Аргументы.ру) и решайте сами надолго ли хватит «фокусов» с бюджетом, фондами, курсом, ставками и резервами изобретательным наследникам великого мастера.
Экономическая команда Путина в роли Гудини
На прошлой неделе российский валютные резервы увеличились впервые с июля прошлого года, показав, что паника, вызванная прошлогодним падением цен на нефть, возможно уже миновала экономику России.
Возможно улучшение экономических показателей России сумеет убедить западные правительства, что антироссийские экономические санкции не дают ощутимого эффекта, и режим президента Путина, как и страна, которую он возглавляет, работают без оглядки на неминуемый крах.
Россия потеряла чуть более четверти своих иностранных резервов с середины июля 2014 года. Снижение было особенно резким в декабре прошлого года, когда Центральный банк лихорадочно искал способ остановить падение рубля к доллару и евро. Относительно более плавный темп уменьшения стоимости золотовалютных резервов с начала года говорит больше об особенностях структуры российских иностранных резервов, чем об их хроническом истощении.
В январе 2014 года Россия погасила $131.8 млрд внешнего долга. Как только ее отношения с США ухудшилось из-за революции в Украине и аннексии Крыма, Россия начала сокращать долларовую часть резервов и увеличивать доли евро и золота. Если резервы в 2014 году в целом упали на 23,9%, то доля американских долговых обязательств в их структуре снизилась на 37,6% - до $82,2 млрд. Таким образом РФ сейчас имеет меньше ценных бумаг казначейства США, чем Ирландия, Турция или Сингапур.
Поскольку общая стоимость иностранных резервов выражается в долларах, который в последнее время сильно укрепился ко всем валютам и особенно к евро, на совокупный объем золотовалютных резервов действовал фактор отрицательной переоценки активов, номинированных в евро.
После успешного преодоления «повышенной» нагрузки по внешнему долгу в первые месяцы этого года снизился спрос на валюту, и у Банка России пропала необходимость подпирать рубль серьезными валютными интервенциями.
С валютой в России пока все хорошо, отчасти потому, что цены на нефть отскочили с январских минимумов, а также в связи с высокой ключевой ставкой ЦБР, которая, несмотря на недавние снижения с 17% до 14%, стала вдруг, хотя и рискованной, но очень привлекательной для валютных торговых сделок в рамках стратегии керри-трейд.
Взгляд на соотношение между динамикой курса рубля и цены на нефть Brent показывает, что валюта теперь чувствует себя лучше, чем базовая нефть, а это признак того, что пошли торговые сделки, в которых спекулянты берут кредиты в долларах, а отдают в рублях, толкая курс российской валюты вверх.
С учетом этих факторов, рост евро с 16 по 20 марта на 3% по отношению к американскому доллару привел к увеличению объема российских золотовалютных резервов на $1,2 млрд.
Многие из неблагоприятных прогнозов для российской экономики, наподобие опубликованного месяц назад Андерсом Аслундом Петерсоном из Института международной экономики Петерсона, были основаны на том, что валютные резервы быстро растают. «Ситуация с резервами России приближается к критическому уровню», - пишет Аслунд. «В настоящее время Россия теряет больше, чем $10 млрд в месяц, что означает, что реальный кризис резервов полыхнет уже в третьем квартале». Однако этого может и не произойти, если, конечно, цены на нефть снова не рухнут.
Аналитики разошлись во мнениях о будущих ценах на нефть, строя прогнозы от $50 до $90 за баррель Brent в четвертом квартале этого года.
Однако консенсус-прогноз, составленный Bloomberg, предполагает, что ее цена достигнет к этому времени $68,65, что выше текущей фактической цены - $57,5 баррель. Министерство экономического развития также предложило пересмотреть официальный прогноз цен на нефть - $50 за баррель в сторону повышения. Но правительство в соответствии с наиболее пессимистичными оценками аналитиков этой инициативе сопротивляется, предпочитая проявлять осторожность.
Текущий прогноз правительства предполагает, что российская экономика сократится в этом году на 3%. Однако если цена на нефть окажется более высокой, чем предусматривалось в бюджете, то экономический спад, который все равно неизбежен в силу структурных причин и из-за аномально высоких процентных ставок, оставшихся после прошлогодней обороны рубля, будет менее заметным. Кроме того, высокие ставки пойдут на пользу валютному рынку, способствуя развитию торговли в рамках керри-трейд.
Экономисты, опрошенные агентством Bloomberg ожидают, в среднем, 4-процентного падения российской экономики, но Goldman Sachs, к примеру, теперь прогнозирует ее снижение только на 2,7%--в соответствии с оценками некоторых российских либеральных экономистов.
Безусловно, это далеко не самые лучшие экономические показатели. Больно видеть, что экономика такой страны как Россия находится в такой сильной зависимости от внешних факторов, способных существенно влиять на нефтяные котировки - от гражданских волнений в Йемене, до долговых проблем американского фрекинга. Зависимость страны от нефти не закончится в ближайшее время, однако, ключевой рынок России пока стабилизировался на приемлемом уровне.
Итак, где же эти западные санкции? Они не работают. Это легко понять, наблюдая, как российские экономические показатели реагируют на события на нефтяном и валютном рынках, но будто не замечают торговые и финансовые ограничения. Санкции являются помехой для ряда российских компаний, но Сбербанк - мамонт государственного финансового сектора, отрезанный от западных источников финансирования, как и раньше сообщает о чистой прибыли за 2014 год в размере $7,7 млрд. Это меньше, чем годом раньше, но по-прежнему далеко не трагедия.
Экономическим менеджерам России, особенно из Банка России и Министерства финансов, следует отдать должное: в трудных условиях, они сумели избежать основных ошибок и сохранить открытость российской экономики. У Путина есть много консультантов, которые предпочли бы иной подход, основанный на утверждении «крепости России», но несмотря на это, он сделал мудрый выбор, кому отдать управление экономикой. Несмотря на стремление к возрождению советского прошлого. На на недавнем совещании с лучшими оперативниками ФСБ России президент Путин использовал при обращении к ним многозначительное слово – товарищи: «товарищи --Россия остается крупной рыночной экономикой, которую нельзя разрушить при помощи нескольких скромных ограничений».
Это заявление представляет серьезную угрозу для ее слабых соседей, таких как Украина, но также делает Россию страной недооцененных возможностей. Наверное, не зря, Институт CFA—Международная ассоциация профессионалов в области инвестиций, которая провела исследование настроений инвесторов в 2015 году, назвала Россию, одним из лучших рынков по производительности капитала наряду с США, Китаем и Индией этого года.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.