Саудовская Аравия рассматривает возможность проведения IPO крупнейшей нефтяной компании мира — государственной Saudi Aramco. По словам принца бен Сальмана Аль Сауда, решение будет принято через несколько месяцев.
Справка:
IPO (от англ. Initial Public Offering) — первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска.
О том, что Саудовская Аравия рассматривает возможность проведения первичного размещения акций (IPO) крупнейшей нефтяной компании мира — государственной Saudi Aramco, в интервью The Economist заявил второй наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бен Сальман Аль Сауд. По его словам, решение будет принято через несколько месяцев.
Saudi Aramco — одна из самых закрытых в мире нефтяных компаний, не предоставляющая никакой информации о своих доходах, однако, по данным саудовских чиновников, чьи слова приводит The Economist, компания стоит «триллионы долларов».
В этом же интервью принц заявил, что не допускает мысли о войне между королевством (КСА) и Ираном, так как это было бы катастрофой для региона.
Таким образом контуры экономической стратегии КСА в перспективе ясны – экспансия на мировых рынках, в первую очередь саудитов интересует вытеснение России с европейского рынка. И этот процесс уже «пошел»:
«Саудовская Аравия начала поставки нефти в Польшу через порт Гданьск», - сообщил глава Роснефти Игорь Сечин.
Глава Роснефти не привёл объёма поставок саудовского сырья в Польшу, где оно будет конкурировать с российским, но уточнил, что стоимость арабской нефти ниже российского сорта Urals.
«(Саудовская Аравия) активно демпингует, что является также элементом изменения мировых цен. Безусловно, борьба за рынки является на этом этапе одним из ключевых факторов»,- сказал Сечин.
Как сообщил источник в торговых кругах, первый груз пришёл в Гданьск 21 сентября. Он подтвердил, что Саудовская Аравия продаёт сырьё дешевле Urals.
«Польша получила как минимум три партии. Скидка (к Brent) просто волшебная (по сравнениюс Urals). Они поставляют в Гданьск», — сказал источник. Он считает, что саудовская нефть пошла на новые рынки в преддверии обострения конкуренции из-за возвращения ресурсов Ирана после отмены санкций:
«Они хотят застолбить долю на рынке, в частности в Польше, перед тем как вернётся Иран».
Российская нефть Urals теряет позиции на нефтяном рынке Европы из-за притока более дешёвых сортов с Ближнего Востока, и это давление непрерывно нарастает, говорят трейдеры и аналитики.
Саудитов активно поддерживают крупнейшие мировые компании. За последние несколько месяцев крупные нефтяные компании, такие как Exxon, Shell, Total и Eni, увеличили закупки саудовской нефти за счет российской для своих НПЗ в Западной Европе и Средиземноморье.
К слову сказать, российская нефть не может конкурировать не только с нефтью КСА. В последние месяцы Венгрия увеличила покупку нефти иракского Курдистана вместо Urals, и вытеснение российского сорта с одного из традиционных рынков в условиях низких международных цен на сырьё стало также первым подтверждением начала крупных поставок в Европу курдской нефти, добыча которой быстро растёт.
Вытеснение России с мирового рынка нефтегаза – это стратегическая линия саудитов, которую не так давно образно озвучил министр нефти КСА: вытеснить с мирового рынка всех неэффективных производителей. К ним саудиты относят, кстати, не только Россию, но и США.
На европейских рынок устремится вскоре и иранская нефть. Но у страны Великих Аятолл мало шансов в конкуренции с саудитами. Несмотря на то, что Иран занимает четвертое место в мире по запасам нефти и находится в десятке крупнейших производителей, его нефтегазовый комплекс не может сравниться с технологически передовым ТЭК КСА. Отсутствие доступа к современным технологиям повлияло не только на уровень добычи, которая значительно снизилась, и реализацию перспективных проектов, но и на само состояние иранского нефтегазового комплекса. По данным Управления энергетической информации США (EIA), месторождения Ирана истощаются на 10% в год при крайне невысоком коэффициенте извлечения нефти (20-25%), при том что в соседнем Ираке КИН доходит до 33-40% при общей схожести геологических характеристик нефтяных запасов обеих стран.
Экономические санкции, не позволяющие привлекать иностранные инвестиции в нефтяную отрасль, негативно повлияли и на инфраструктуру отрасли, износ которой весьма высок. Также в результате наложенных ограничений Иран был отрезан от системы SWIFT, что фактически заблокировало легальные межгосударственные финансовые трансакции, а западные страховые компании перестали страховать иранские морские поставки нефти.
Таким образом технологически отсталый «неэффективный производитель» Иран может соперничать с КСА, только снижая цены на нефть еще больше, чем саудиты.
Изменить конкурентную тактику Ирана и КСА могла бы только вспышка боевых действий между ними. Но поскольку этого не произошло, на сегодняшний день и Иран и Саудовская Аравия будут активно демпинговать на всех направлениях своей сырьевой экспансии.
Саудиты рассчитывают вытеснить с мирового рынка неэффективных производителей, добывающих нефть «варварскими методами». К таковым они относят в первую очередь Россию, Нигерию, Венесуэлу и Алжир. Логика нефтегазовых стратегов КСА проста – если в течение длительного времени удерживать цены на нефть низкими, то эти страны будут вынуждены остановить геологоразведку и инвестиции в новые месторождения, эксплуатируя уже существующие запасы. То есть выиграют страны, которые имеют передовые технологии, увеличивающие коэффициент извлечения нефти.
В числе победителей по экспертным оценкам при таком раскладе будут Саудовская Аравия, Кувейт, Китай и США.
Своих целей саудиты рассчитывают достигнуть в среднесрочной перспективе, то есть в течение 5-7 лет. Помешать реализации программы захвата мирового рынка нефти саудитами могут их «кураторы» англосаксы.
Не так давно ведущий мировой военный эксперт израильский профессор Мартин ван Кревельд назвал военные конфликты на Ближнем востоке «войной всех против всех». Это можно отнести и к экономической конкуренции в регионе. США вряд ли допустят слишком глубокое проникновение КСА на европейские рынки. Они сами туда стремятся:
«В США во вторник на терминал Sabine Pass в штате Луизиана должен прибыть танкер Energy Atlantic, чтобы впервые экспортировать из страны сжиженный природный газ (СПГ), сообщает Financial Times. Терминал принадлежит компании Cheniere Energy, большую часть первой партии газа у нее приобретет британская BG Group.
Начало экспорта СПГ из США может увеличить конкуренцию в отрасли и помешать планам конкурентов построить терминалы на восточном побережье Африки, на западном побережье Канады и в России, - отмечает FT. - Ожидается, что к концу десятилетия США станут третьим по величине экспортером СПГ после Катара и Австралии. Тем не менее старт экспорта из США происходит на фоне снижения цен на газ, которые часто привязаны к ценам на нефть. Поэтому экспорт СПГ из США в Японию, Южную Корею или Европу теперь не выглядит столь же коммерчески привлекательным, как еще несколько лет назад».
Стратегия США намного сильнее стратегии КСА в финансовом, военном, промышленном и социальном пространстве. Поэтому Америка будет выступать верховным арбитром в конкуренции Ирана и саудитов на нефтяных рынках энергоносителей, применяя инструменты «мягкой силы» или прямое вмешательство всякий раз, когда региональные игроки будут выходить за рамки той стратегической колеи, которая прочерчена им единственной на сегодняшний день мировой сверхдержавой.
Есть ли возможность каким-то образом воспрепятствовать реализации экспансионистских планов КСА или Россия обречена на экономический крах из-за интриг страны, которая в военном плане рядом с ней как лилипут рядом с Гуллливером?
Не выходя на уровень обобщений, приведу только один пример:
«Гражданин Саудовской Аравии, задержанный в Ираке по обвинению в причастности к террористической деятельности, сообщил следователям в пятницу, что он и еще восемь его соотечественников были причастны к подготовке и совершению ряда терактов, в том числе к нападению в прошлом месяце на саудовский нефтяной комплекс "Абкаик". Об этих признательных показаниях сообщил 3 марта иракский военный представитель.
Арестованный Абдулла Салех аль-Харби не сообщил, сколько еще боевиков "Аль-Каиды" (помимо суданцев) были причастны к этому нападению, повлиявшему на рост цен на нефть.
Аль-Харби называл лишь восьмерых, сказав, что пятеро из них бежали в Ирак, в то время как трое все еще находятся на территории Саудовской Аравии. Один из этих трех был ранен в столкновении с саудовскими силами безопасности вскоре после теракта.
32-летний аль-Харби был арестован в минувший вторник иракскими пограничниками в пустыне, на границе между двумя государствами. Иракские войска прочесывают пустынный район в поисках пяти пропавших террористов».
Рейды на территорию КСА совершают не только боевики «Аль-Каиды», но йеменские хуситы, которых активно поддерживает Иран, наш ситуативный союзник в этом регионе.
Если вспомнить, что Саудовская Аравия – экзистенциальный враг не только России, но и Ирана, что ее официальная религия – ваххабизм самого жесткого толка, что от авантюризма саудитов устали даже их спонсоры - США, то я не могу исключить, что ожесточенная экономическая война пощадит нефтедобывающую инфраструктуру геополитических экстремистов, возомнивших себя вершителями мировых судеб.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.