Фото: globallookpress.com
Центробанк РФ усмотрел в росте зарплат негативные последствия для отечественной экономики, пишут «Известия». В публикации приводятся мнения нескольких финансовых экспертов, которые считают, что «слишком низкие темпы роста производительности труда против слишком высоких темпов роста зарплат существенно бьют по экономике».
Со ссылкой на Минэкономразвития сообщается также, что «в последнее время рынок труда в России функционирует в условиях, близких к дефициту, а безработица находится на рекордно низких за новейшую историю уровнях». При этом реальные зарплаты населения во втором квартале 2017 года якобы выросли на 3,1%.
Рост зарплат вызван, по мнению регулятора, дефицитом трудовых ресурсов, а именно «врачей, учителей, программистов и высококвалифицированных рабочих».
При этом в одном из последних пресс-релизов Центробанк отметил, что экономической рост приближается к своему потенциальному уровню и дальше будет ограничен из-за дефицита рабочей силы.
Однако, в марте этого года вице-премьер российского правительства Ольга Голодец обратила внимание на то, что в российской экономике сложилась ситуация, которая носит название «работающей бедности».
Работающая бедность - это нездоровое состояние экономики государства, при котором наблюдается одновременно и аномально низкая безработица, и низкий уровень жизни большинства граждан. Работающие бедные (в зарубежной статистике используются термины working poor, in-work poverty) — это люди, имеющие работу с доходами ниже черты бедности.Низкие зарплаты в экономике – обратная сторона низкой безработицы, которую автоматически поддерживает сложившаяся система институтов: если пособия по безработице низки, а издержки увольнения высоки, то работодатель предпочтет перекладывать риски на работников, которые зачастую предпочитают занятость с низкой зарплатой отсутствию работы.
«Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, - это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере - работающие бедные», - сказала Голодец в своем выступлении на Социальном форуме в рамках недели российского бизнеса 2017 года.
«В прошлом году мы закончили год со средней заработной платой 36 тысяч 703 рубля, это средняя цифра по экономике. Но я обращаю внимание, что на уровне минимальной оплаты труда работают 4 млн 900 тысяч человек. О какой производительности труда можно говорить, если за месяц работы человек получает такие деньги!» - резюмировала вице-премьер.
Выступление Ольги Голодец широко обсуждалось в рунете. Причем, эта дискуссия вышла далеко за рамки обсуждения оптимального уровня минимальной зарплаты. Речь в основном шла о сознательном занижении как государственными, так и частными структурами уровня зарплат рабочих, инженеров, программистов и пилотов.
Особенно наглядно это сознательное занижение фонда оплаты труда рабочих и рядовых инженеров выглядит на предприятиях, которыми владеют иностранные компании, в частности по сбору иномарок.
В РФ налажена отверточная сборка автомобилей из импортных машинокомплектов и аутсорсинг изготовления наиболее простых деталей, где в техпроцессах не требуется высокая трудовая дисциплина. По этой причине на подобных заводах ФОТ обычно составляет всего лишь 5-7 процентов от себестоимости всего производства. В качестве примеров таких сборочных заводов можно привести завод Ford в Ленинградской области, заводы Volkswagen и Skoda под Калугой. На этих предприятиях рабочие неоднократно устраивали акции протеста и забастовки, требуя поднять уровень зарплат. Иностранные владельцы были готовы это сделать, поскольку собирать автомашины в России получалось все равно намного выгоднее, чем в Евросоюзе.
Однако именно региональные власти во всех случаях запрещали это делать, требуя, чтобы зарплата на заводах, принадлежащих иностранцам, была на уровне средней по региону.
Острая нехватка квалифицированных рабочих и инженеров ощущается в российской оборонке. Но это прямое следствие низких зарплат в российском ВПК. Не секрет, что самые высококвалифицированные российские инженеры и конструкторы давно перебрались в крупнейшие западные корпорации. В последние годы в российскую оборонку хлынул поистине золотой дождь бюджетных вливаний. Но он пролился лишь на головы узкого круга топ-менеджеров.
Что касается российских пилотов гражданской авиации, то после резонансного скандала, вызванного их повальной миграцией в китайские авиакомпании, им ощутимо повысили зарплаты и премии, и никакого роста инфляции, а также торможения экономического роста зафиксировано не было. Хотя нельзя исключить, что мог снизился вывод в офшоры доходов владельцев российских авиакомпаний.
«Уровень заработной платы квалифицированных врачей по основной должности составляет не более 80 процентов от средней российской заработной платы, которая осенью прошлого года была 32 тысячи рублей. А существенный «рост» зарплат существует только в сводках Росстата и является артефактом методологии подсчета», - пишет официальная правительственная «Российская газета». Заметим, что речь идет о заработках врачей высокой квалификации, причем известно, что зарплата главврача на порядок превышает зарплату рядового медика и медсестер.
Мнимый рост зарплат медиков был результатом изменения методики подсчета. При подсчете зарплаты врачей «стали считать доходы не только ключевого персонала, но и людей, занимающих руководящие должности, таким образом, средняя цифра стала выше», - рассказал изданию проректор Академии труда и соцотношений Александр Сафонов.
Опросы медработников показали, что на конец прошлого года средний уровень оплаты их труда на основной должности составил 21,7 тысячи рублей.
Я допускаю, что подобные «артефакты в методологии подсчета» имели место и по другим профессиям. Во всяком случае, позиция Банка России в отношении якобы имеющего место опережающего роста зарплат слишком явно обнаруживает стремление российских начальников достичь экономического роста за счет снижения уровня доходов населения, объявив эти доходы неоправданно высокими.
Поскольку вызывает сомнения сама методика подсчета доходов населения, и в ряде случаев эти сомнения вполне обоснованы, то можно предположить, что даже если рост зарплат будет заторможен или вовсе остановлен, это никак не повлияет ни на экономический рост, ни на желаемое снижение инфляции.
Впрочем, даже если бы подсчеты роста средней зарплаты по РФ были верны, то выводы, сделанные на основе них, неверны в корне.
Об этом четко заявила замглавы Минтруда Любовь Ельцова, которая разъяснила регулятору школьные азы рыночной экономики, напомнив, что именно платежеспособный спрос является важнейшим фактором, влияющим на экономический рост, и поэтому для повышения ВВП необходимо обеспечить рост заработной платы.
Впрочем, непонимание элементарных законов «экономикс» присуще, как выясняется, не только «экспертам» Центробанка РФ.
Так, 22 августа был опубликован прогноз Минэкономразвития, согласно которому «овощи и фрукты осенью подешевеют почти на 80 процентов по сравнению с июнем», о чем радостно сообщили все те же «Известия». Позднее этот прогноз был опровергнут. Оказалось, что при сканировании документа Минэкономразвития произошла ошибка, а цены могут снизиться не более чем на 20 процентов.
Честно говоря, в последнее время становится довольно трудно распознать, где в подобных случаях действительно технические «ошибки сканирования», а где сознательное, как говорил классик, «передергивание фактов и фактиков» с целью манипуляции общественным мнением.
Как бы то ни было, негативные явления в российской экономики будут нарастать. Инфляцию будет раскручивать вовсе не мифический рост зарплат, а постепенная или взрывная девальвация национальной валюты, что неизбежно ввиду оскудения госбюджета и императивного настроя правительства поддерживать в первую очередь экспортные отрасли экономики. Если такой курс будет продолжен хотя бы на среднесрочный период, то категория «работающей бедности» распространится на непредсказуемо широкие слои населения России.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.