5 апреля 1242 года произошла знаменитая битва на Чудском озере, «Ледовое побоище». Русское войско под командой князя Александра Невского наголову разбила экспедиционный корпус Ливонского ордена. У большинства россиян представление об этом сражении сложилось под влиянием великого фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». И это понятно. Историю пишут не профессиональные ученые-историки, а писатели и поэты, кинематографисты и музыканты. Именно они создают ключевые скрепы национального самосознания.
Современная историография Ледового побоища, однако, подвергает сомнению многие устоявшиеся стереотипы массового сознания.
В первую очередь, что германские рыцари во время бегства проламывали тонкий лед и тонули. На самом деле этого не было. Ни одна из дошедших до нас хроник («Старшая Ливонская хроника», Новгородские летописи младшего и старшего извода и др.) этого не подтверждает.
Лед на озере проломился якобы под тяжестью доспехов рыцарей ордена. На самом же деле, русские и немцы были защищены примерно одинаково. Рыцари, как и русские дружинники, надевали перед боем стальной шлем, кольчугу, поверх неё пластинчатый доспех, то есть кожаную рубашку со стальными пластинами, а руки и ноги воина закрывали наручи и поножи. Полные латные доспехи появились только в XIV—XV веках.
То факт, что лед на озере не проломился и рыцари там не тонули, объясняет и отсутствие каких-либо следов сражения. Всего в битве погибло несколько десятков немецких рыцарей.
Справка:
«Хроника гроссмейстеров» («Die jungere Hochmeisterchronik», иногда переводится как «Хроника Тевтонского ордена»), официозная история Тевтонского ордена, написанная уже значительно позднее, говорит о гибели 70 орденских рыцарей (буквально «70 орденских господ», «seuentich Ordens Herenn»), но объединяет погибших при взятии Александром Пскова и на Чудском озере.
В Новгородской первой летописи сообщается: «и паде Чюди бещисла, а Нѣмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ».
Если даже официозная летопись Тевтонского ордена, Лифляндским отделением которого был Ливонский орден, признает такие потери, то один этот факт придает сражению стратегическое значение. В те времена гибель даже одного рыцаря-всадника порой меняла ход сражения. То, что тевтонские рыцари были в численном меньшинстве, не могло повлиять на исход битвы. Один конный рыцарь мог легко противостоять десяткам пеших легковооруженных воинов. А значительную часть войска Александра Невского составляли именно новгородские ополченцы.
Доспехи и оружие погибших немецких рыцарей и легковооруженных кнехтов были собраны победителями. Они не провалились под лед, и собрать их не составляло труда. Тела погибших были захоронены. Поэтому на дне Чудского озера и нет никаких следов от того сражения. Захоронение участников битвы нужно искать где-то в окрестностях озера, гидрография которого, к слову сказать, весьма изменчива, что затрудняет работу археологов.
Сам ход сражения описывается так:
«Русские имели много стрелков, которые мужественно вышли вперёд и первыми приняли натиск перед дружиной князя».
Понятно, что легковооруженные стрелки не имели шансов остановить прямую атаку рыцарской конницы:
«Знамёна братьев проникли в ряды стрелявших, было слышно, как звенят мечи, рубились шлемы, как с обеих сторон падали на траву павшие».
В итоге рыцари прорвали строй центрального русского стрелкового полка:
«Немцы же и чудь пробишася свиньёю сквозь полки».
Впервые стрелки-лучники смогли разгромить тяжеловооруженных рыцарей лишь через сто лет после Чудского сражения в битве при Креси благодаря тактическим приемам командовавшего английским войском Черного принца Эдуарда и самонадеянности французов. Чешские табориты под командованием Яна Жижки стабильно побеждали немецких, да и любых рыцарей, выстраивая непреодолимую для всадников преграду из своих телег, превращенных в артиллерийские крепости на колесах, так называемые вагенбурги.
По понятным причинам у русских воинов в 1242-м году не было чудо-оружия в виде длинных английских луков и артиллерии. Но был выдающийся полководец, который устроил немецким рыцарям ледовые «Канны», то есть повторил тактическую уловку гениального Ганнибала, который так же притворно отступил в центре, чтобы окружить римлян с флангов и тыла.
Окруженные со всех сторон рыцари довольно долго сопротивлялись, но шансов на спасение у них не было. Части рыцарей все-таки удалось спастись бегством, русские их преследовали семь верст.
Через год в Новгород пожаловали послы Ордена, и был подписан мир. Крестоносцы признали нерушимыми границы Господина Великого Новгорода и обещали регулярно выплачивать дань. Были выкуплены рыцари, попавшие в плен.
Небольшие стычки между Новгородом, Псковом и Ливонским Орденом происходили еще не раз, но границы их владений уже не менялись. Таким образом, экспансия Тевтонского Ордена и в целом католичества на русские рубежи была остановлена.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.