210 лет тому назад, в апреле 1806 года, в британском Портсмуте родился величайший инженер позапрошлого века, один из гениев промышленной революции Изамбард Кингдом Брюнель.
В проекте «Великие британцы», аналоге нашего «Имя Россия» победил, понятное дело, Уинстон Черчилль. А вот второе место занял вовсе не Ричард Львиное Сердце, и не одна из английских королев или принцесс, и даже не Пол Маккартни, а именно инженер Брюнель, создатель гигантского, поражавшего воображение современников, корабля «Грейт Истерн» («Великий Восточный»).
Его отцом был Марк Брюнель, инженер и французский эмигрант, из-за монархических убеждений бежавший из революционной Франции в Северо-Американские Соединённые Штаты, где работал архитектором и инженером - строителем на должности главного инженера Нью-Йорка.
В 1799 году Марк Брюнель перебрался в Англию.
Изамбард Брунель в колледже преуспевал в математике, а по окончании учебы практиковался у знаменитого часовщика и изготовителя точных измерительных приборов Абрахама Луи Бреге.
Свою инженерную карьеру Изамбард Брюнель начал с совместного с отцом строительства туннеля через Темзу, который используется и поныне.
Построенный двумя выдающимися инженерами Thames Tunnel, старейший среди туннелей всей лондонской «подземки», является чудом инженерной мысли. Это первый в мире туннель, проложенный в мягком грунте под судоходной рекой. Впервые при строительстве туннеля строители применили огромный проходческий щит, за которым сразу же собирались кирпичные стены.
Интересно, что первый такой туннель мог быть построен не в Лондоне, а в Санкт-Петербурге. Но царь Александр I, которому Марк Брюнель представил такой проект, решил построить не туннели, а мосты через Неву. У царя были основания отказать Марку Брюнелю, так как до изобретения им проходческого щита все подобные попытки проваливались.
Работа по прокладке туннеля была очень напряженной. Выемку грунта осуществляли не механизмы, а 36 шахтеров, сидевших в ячейках щита. В постоянных прорывах воды погибло шесть шахтеров и однажды едва не погиб Изамбард Брюнель. Часто вспыхивал болотный газ. Но в итоге работа закончилась полным триумфом, и сразу после открытия туннеля 25 марта 1843 года через него прошло 15 тысяч человек. Позднее через туннель стали ходить поезда лондонского метро.
Длина туннеля 396 метров, ширина – 11 метров, высота – 6 метров.
В дальнейшем Изамбард Брюнель работал самостоятельно. Он был неистовым трудоголиком, его называли художником железа. Брюнель выкуривал за день 40 сигар и спал 4 часа в сутки.
В течение своей недолгой жизни Брюнель построил 25 железных дорог в Англии, Ирландии, Италии и Индии. Он проектировал и руководил строительством 8 пирсов и сухих доков, 5 висячих и 125 железнодорожных мостов. Он построил три парохода, а в 1855 году опубликовал проект строительства Панамского канала.
Мост короля Альберта, построенный Брюнелем
Брюнель долго бился за идею увеличения железнодорожной колеи с 1413 до 2103мм, так как это повысило бы скорость поездов и сделало вагоны более удобными. Но владельцы железных дорог отвергли его предложения, так как в шахтах, где впервые появились железные дороги, колея была именно шириной 1413мм. Поэтому до сих пор современные поезда идут по таким же путям, какие были проложены в английских шахтах в начале прошлого столетия.
Брюнель участвовал в постройке знаменитого Хрустального дворца в Гайд-парке, который был построен в 1850—1851 из железа и стекла к Всемирной выставке 1851 года.
Хрустальный дворец
Во время Крымской войны Брюнелю поручили построить военный госпиталь рядом с проливом Дарданеллы. Для снабжения госпиталя свежей водой он провел водопровод и устроил рельсовый путь для перевозки больных. По собственной инициативе он предлагал построить канонерскую лодку для высадки спроектированных им танков-амфибий для атаки Кронштадта. Но этот проект Брюнеля не был востребован, возможно, по причине мощных минных заграждений, преграждавших подходы к Кронштадту.
Первым пароходом Брюнеля стал «Грейт Вестерн». Это был деревянный колесный пароход длиной 72 и шириной 18 метров. Брюнель рассчитал формулу, согласно которой грузоподъемность корабля пропорциональна кубу, а сопротивление воды - квадрату его размера. Это означало, что большие корабли будут более экономичными, что важно для длительного путешествия через Атлантику.
Корабль имел деревянный дубовый корпус, в качестве двигательной установки использовались гребные колеса, так как преимущество гребных винтов Брюнель тогда еще не оценил. У «Грейт Вестерна» было четыре мачты. Паруса играли роль запасной силовой установки и должны были держать судно на ровном киле во время шторма, чтобы гребные колеса постоянно оставались в воде. В 1837 году корабль был спущен на воду и успешно эксплуатировался около 20 лет.
Вскоре Брюнель создаёт следующий корабль: «The Great Britain». Оснащённый вместо колес винтом, этот пароход стал самым крупным и быстроходным судном того времени. Отреставрированный корабль ныне стоит на вечной стоянке в Бристоле.
The Great Britain
Вершиной карьеры Брюнеля стал величайший корабль своего времени «Грейт Истерн».
«Грейт Истерн» (Great Eastern, до спуска на воду носил имя «Левиафан») —британский пароход, спроектированный Изамбардом Брюнелем и спущенный на воду в 1858 году. Предназначался для рейсов в Индию вокруг Африки без пополнения запасов топлива. Был крупнейшим в мире кораблём XIX века. Параметры, достигнутые «Грейт Истерн», были превзойденены лишь много десятилетий спустя: по длине — лайнером «Океаник», по водоизмещению — лайнером «Лузитания», по пассажировместимости — лайнером «Император». Заслужил дурную славу из-за большого числа связанных с ним несчастных случаев. Постройка корабля имела большое значение для промышленности и науки того времени: она способствовала широкому распространению железного и стального судостроения, улучшению конструкций паровых машин и котлов, использованию новых подходов при проектировании корабельных конструкций.
«Грейт Истерн»
Гигантский корабль был спущен на воду в 1860 году и имел длину 211, ширину - 25 и высоту - 18 метров. Скорость хода - 17 узлов, экипаж - 418 и пассажировместимость - 4000 человек.
Он превосходил ранее построенные суда по водоизмещению в шесть раз, по длине - более, чем вдвое, по мощности двигателей - в два с половиной раза. Двойной корпус и усиленная система силового набора обеспечивала высокую прочность и надежность. Энергетическая установка имела трехкратное резервирование: судно имело полное парусное вооружение, размещенное на шести мачтах, гребные колеса и винт.
Спуск на воду «Грейт Истерна»
Изамбард Брюнель не увидел, как его последнее детище бороздит океанские волны. Первый спуск на воду, в декабре 1857 года, которым руководил сам Брюнель, окончился неудачей из-за рассинхронизации лебедок. Был покалечено пять человек и Брюнелю едва удалось остановить корабль, который мог перевернуться.
Поскольку на этом торжественном мероприятии присутствовали королева Великобритании Виктория и её супруг принц Альберт, бельгийский король Леопольд I, историк английского флота Линдсей, писатели Роберт Стивенсон и Жюль Верн, произошел скандал мирового масштаба, и Брюнеля уволили, предложив спускать корабль за свой счет. Лишь в январе 1858 года, во время большого прилива и ураганного ветра, спуск наконец удался.
Еще около года корабль достраивался. 7 сентября 1859 года «Грейт Истерн» был отправлен в испытательный рейс из Лондона в Холихед на западе Англии. Брюнель из-за болезни не присутствовал на проводах. 9 сентября на корабле взорвался котёл (как писала «Таймс» — в результате акта саботажа), одна из труб взлетела в воздух, шесть человек погибло, девять были ранены. Узнав об этом, 15 сентября Брюнель умер от инфаркта.
В течение двух лет «Грейт Истерн» совершал трансатлантические рейсы, перевозя пассажиров, в числе которых был и Жюль Верн, а затем был использован для прокладки кабеля по дну Атлантического океана. Во время одного из рейсов он наткнулся на подводную скалу и получил пробоину, намного превосходившую ту, которая погубила «Титаник», но благополучно вернулся в порт, даже не снизив скорости, так как двойное дно обеспечило его непотопляемость.
Жюль Верн побывал на «Грейт Истерне» в 1859, когда тот ещё только строился. В 1867 он совершил на этом корабле путешествие из Ливерпуля в Северную Америку. «Грейт Истерн» послужил источником вдохновения для романа «Плавающий город», где Верн его и начал писать, и который вышел в свет спустя 4 года в 1871.
В романе «Шрам» Чайна Мьевиля фигурирует корабль «Grand Easterly», напоминающий «Грейт Истерн» размерами, неудачами в первых плаваниях и наличием как гребных колёс, так и винта.
В романе «Левиафан» Бориса Акунина центральное место занимает огромный пассажирский пароход, по описанию очень похожий на «Грейт Истерн» (длина более 600 футов, две паровые машины, колёса и винт одновременно, 6 мачт с парусным вооружением и т. п.). Название корабля — «Левиафан» — совпадает с первым именем «Грейт Истерна». Впрочем, сам «Грейт Истерн» также упоминается в тексте как единственный корабль большего размера, чем «Левиафан».
У британского певца Стинга есть песня «The Ballad of the Great Eastern», в которой рассказывается история постройки корабля и его спуска на воду.
Необходимо отметить, что «Грейт Истерн» не стал коммерчески успешным проектом, так как просто опередил свое время. Выражаясь современным техническим слэнгом, он стал величайшим демонстратором технологий и намного ускорил развитие кораблестроения. А его гениальный творец, инженер Брюнель, вошел в историю как один из пионеров промышленной революции, которая изменила лицо мира.
В свете современных реалий затопленной наводнениями Москвы, нельзя не задаться вопросом, к сожалению риторическим: где же наш, российский Брюнель, который сделает в столице нормальную ливневую канализацию?
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.