Россия уже горит не меньше, чем в прошлом году.
По данным МЧС на 11 мая, общая площадь возгораний — 104 тысячи га, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 15,79 тысяч га. Наиболее сложная ситуация сложилась в Забайкальском крае, там введен режим ЧС. Природные пожары бушуют на Урале и в Сибири, остаются очаги и на Дальнем Востоке.
Как пишет журнал "Коммерсантъ Деньги", "завалы горелого бурелома в лесах не разобраны, система авианаблюдения за лесными пожарами не восстановлена, а разогнанные пять лет назад лесники в леса так и не вернулись. Все это — несмотря на вливание средств и заверения властей, что прошлогоднего огненного кошмара в этом сезоне не повторится. Между тем пожары уже бушуют, но чиновники даже не пытаются убедить народ отказаться от дурной привычки жечь по весне траву".
Есть все основания опасаться, что 2010-й не останется в истории годом аномальных пожаров, что-то подобное повторится уже в ближайшее время.
Главная административная причина, по которой горели леса в прошлом году,— это, что уже не секрет, практически полное уничтожение лесной охраны в результате реализации положений Лесного кодекса 2006 года. О необходимости ее восстановления не раз было сказано на самом верху, причем с самым суровым видом. Но уже в конце апреля этого года ветераны лесного хозяйства опубликовали открытое письмо, суть которого проста: после разгона лесников ничего так и не изменилось. В письме ветераны напомнили, что если раньше на каждого лесника приходилось примерно по тысяче гектаров леса, то с 2007 года "в районах осталось по два-три инспектора, которые в отличие от лесников просто физически не в состоянии оперативно выявлять пожары на 25-30 тыс. га лесных массивов".
При этом деньги после прошлогоднего кошмара выделялись приличные. Субвенции на борьбу с лесными пожарами составили 9,3 миллиардов рублей. Плюс 1,8 миллиарда рублей— на ликвидацию последствий пожаров и 1 миллиард рублей на лесовосстановительные работы. На закупку лесопожарной техники из федерального бюджета выделили 5 миллиардов рублей.
При этом восстановление лесной охраны произошло только на бумаге - как раз на нее денег в итоге не нашлось.
Также, как констатирует исполнительный директор "Гринпис Россия", руководитель лесной программы Алексей Ярошенко, "единой системы авиационной лесной охраны в России больше нет, сильные региональные подразделения сохранились в лучшем случае в каждом десятом субъекте".
Напомним, в 2010 году лесные и торфяные пожары прошлись по 20 регионам. Резко повысилась смертность: в июле-августе по стране умирало на 17,5% людей больше, чем обычно. Жертвами 32 тысяч пожаров стали 53 человека, сгорело 2,5 тысяч домов, полностью или частично уничтожены 127 населенных пунктов. На ликвидацию последствий правительство выделило в 2010-м 11,2 миллиардов рублей, из которых 7,67 миллиарда рублей пошли на восстановление жилья погорельцев.
По мнению экспертов, причина того, что пожары быстро вышли из-под контроля — беспризорность наших лесов. С 2007 года нет государственной лесной охраны (Лесной кодекс ее не предусматривает).
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.