Недавнее увольнение вице-премьера Владислава Суркова явилось вполне логичным окончанием его политической карьеры, считают эксперты-политологи. Несмотря на то, что многие годы Владислав Сурков считался чуть ли не «серым кардиналом» Кремля, на самом деле он едва ли справлялся со своими прямыми профессиональными обязанностями.
Напомним, что увольнению вице-премьера предшествовала им же самим затеянная публичная перепалка с президентом Владимиром Путиным на совещании 7 мая, посвященном ходу выполнения правительством президентских указов, подписанных ровно год назад – в мае 2012 года.
Выяснилось, что из 151 документа кабмин сумел справиться только со 111. То есть более трети всех президентских поручений оказались невыполненными. Владислав Сурков, впрочем, на том совещании заявил, что «с точки зрения формальной дисциплины, то есть своевременности подачи докладов, Правительство работает достаточно безупречно». «Но позвольте полюбопытствовать, что изменилось за год «достаточно безупречной» подачи правительственных докладов? По общему мнению, и судя по оценке Президента, практически ничего, - констатирует экономист Никита Кричевский в своей авторской колонке, опубликованной в «МК». – Несогласные могут проконсультироваться у медицинских работников, так и не получивших обещанные прибавки к зарплатам, или у представителей инновационных компаний, убивающих долгие бесценные месяцы на получение статуса «сколковского» резидента».
Про повышение зарплат медперсоналу и инновационный центр «Сколково» эксперт вспоминает отнюдь неслучайно. Все дело в том, что в круг обязанностей теперь уже бывшего вице-премьера входило в том числе повышение эффективности осуществления полномочий федеральными и региональными органами власти, а также реализация государственной инновационной политики.
Как показала практика, все направления деятельности Владислава Суркова по сути оказались провалены. «Очевидно, что всю эту работу Сурков, мягко говоря, «подразвалил» и со своими обязанностями, в общем, не справился (ни «Сколково», ни ГЛОНАСС до сих пор «не заработали», а президентские поручения, как говорится, «и ныне там»), поэтому и отставка вице-премьера выглядит вполне логично», - рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Не стоит забывать и о том, что к «Сколково» в последнее время появились претензии со стороны правоохранительных органов, подозревающих многомиллионные хищения при реализации этого проекта. «Похоже, что впереди замаячили очередные казусы казнокрадства с последующими антикоррупционными расследованиями «а-ля Сердюков», - прогнозирует Никита Кричевский. Причем, возможно, что Сколково в итоге станет лишь одним из звеньев большой цепочки. Так, в начале апреля текущего года правительство утвердило разработанную при непосредственном участии Владислава Суркова госпрограмму по экономическому развитию и инновационной экономике до 2020 года, общий бюджет которой должен составить 867 млрд рублей. «Логично предположить, что значительная часть средств должна пойти на инновации. Как бы ни там, - грустно иронизирует Кричевский. – Основные миллиарды будут направлены не на разработки или их коммерциализацию, а на «создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости» (319 млрд. рублей), «формирование официальной статистической информации» (131 млрд. рублей), а также «формирование благоприятной инвестиционной среды (85 млрд. рублей). Каков инновационный размах!»
В этой связи аналитики не исключают, что Сурков на самом деле заранее знал о предстоящей отставке, и сознательно пошел на обострение конфликта с президентом в ходе совещания 7 мая. «Мотивацию, которая была у теперь бывшего вице-премьера, определить затруднительно. Разве что он хотел эмоционально насытить информационный фон перед своим уходом, но искусственность действий со стороны Суркова очевидна», - отмечает Алексей Мухин.
Кроме того, увольнение Суркова, как констатируют политологи, выглядит тем более логично, если учитывать, что именно он фактически не справился с одной из главных задач, стоящих перед правительством, а именно – практической реализацией предвыборных обещаний президента Владимира Путина. «Мы с вами знаем, какое значение президент придает реализации своей предвыборной программы и знаменитых стратегических указов мая прошлого года. Мы также знаем, что на этом направлении работы правительства возникали неоднократные сбои. Таким образом, для Владимира Путина эффективная работа правительства по реализации своей предвыборной программы – это высший приоритет», - рассуждает замдиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин.
Таким образом, отставка Владислава Суркова – лишнее доказательство того, что в своей кадровой политике президент Владимир Путин исходит прежде всего от эффективности каждого отдельного чиновника, а также их репутационной «чистоты». «В эти дни активно насаждается точка зрения, что отставка Суркова – акт политический, мол, «стабилизация пожирает свой детей». Едва ли. По мнению поборников проплаченной «справедливости» он был чуть ли не интеллектуалом-бессребреником в затхлом стане российской государственности. Но так ли обстоят дела на самом деле? Факты говорят об обратном», - утверждает Никита Кричевский.
Политологи единодушны во мнении о том, что отставка Суркова являет собой демонстрацию нового курса во внутренней политике страны. «В правительстве более не нуждаются в философах-технологах, «мыслителях», там сегодня нужны прагматики, способные к максимально быстрому и осмысленному решению поставленных задач. Нужны те, кто сумеет работать в жестких рамках, заданных указами президента, не особенно отвлекаясь на размышления и рефлексии – ведь население в марте 2012 года уже проголосовало за социальную политику Путина», - резюмирует Алексей Мухин.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.