focus.ua
Кризис на Украине позволяет России уничтожить Украину как важного конкурента на оружейном рынке с вариантом его вероятного поглощения. В случае реализации данного сценария это позитивно отразится и на политических связях Москвы со странами, куда одновременно поставляли свои вооружения российская и украинская стороны.
Развитие кризиса на Украине представило для России блестящую возможность уничтожить своего конкурента на оружейном рынке и одновременно решить многие проблемы своего собственного ВПК. Причем этому напрямую способствуют как действия самого Киева, так и его западных партнеров, свидетельствующие о серьезной значимости фактора украинской «оборонки» в развивающемся конфликте.
Не случайно, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк особо настоял на прекращении военно-технического сотрудничества (ВТС) Киева с Москвой. Ведь ранее российский ВПК в значительной степени зависел от поставок продукции украинской «оборонки». Наибольшую значимость для России имело приобретение корабельных двигателей Николаевского завода «Зоря-Машпроект» и взаимодействие со знаменитым «Южмашем» и другими оборонными предприятиями «Незалежной». Благодаря этому сотрудничеству удовлетворялись многие ее потребности российских вооруженных сил в авиации (в том числе транспортной и по вертолетам), авиационном двигателестроении, агрегатах для ракетно-космической отрасли и др.
Учитывая тот факт, что российская сторона создала запас стратегически важной для нее продукции на срок до пяти лет, у нее остается временной ресурс для ликвидации зависимости от Киева путем создания соответствующих мощностей на своей территории. Поэтому прекращение ВТС между двумя странами в первую очередь ударит по Украине и лишь усугубит ее кризис.
Однако, по всей видимости, Кремль избрал стратегию целенаправленного уничтожения украинского ВПК путем поглощения сначала его наиболее квалифицированных кадров, а затем и производственных мощностей. Так, например, еще в начале развития нынешнего кризиса высшие представители российского руководства предложили украинским инженерам и конструкторам и прочим квалифицированным работникам предприятий украинской «оборонки» переехать в Россию, предложив им заметное увеличение зарплаты и получение прочих материальных выгод и удобств.
По мере того, как «Незалежная» все больше погружается в кризис, это предложение становится «пропорционально привлекательным», поскольку многие предприятия украинской «оборонки» в связи с разрывом «хозяйственных» связей с Россией и энергетическим кризисом простаивают или работают на неполную мощность.
В то же время, по мере дальнейшего развития внутриполитического кризиса на Украине не исключается и последующий переход соответствующих предприятий, приносивших серьезную прибыль если не под прямой российский контроль, то в подчинение «пророссийским» структурам.
Такое развитие событий позволит заметно облегчить без серьезных материальных и временных затрат все более ощутимую проблему зависимости от иностранных поставок в стратегически важной сфере снабжения армии современным оружием. Одновременно это становится гарантированным способом уничтожения конкурента, само наличие которого снижает потенциал, значимость и доходность российского ВПК, и, соответственно, политическое влияние в тех странах, которые обычно параллельно снабжали оружием как Россия, так и Украина.
Необходимо заметить, что особенно заметно подобная конкуренция наблюдалась в государствах, прежде входивших в орбиту советского влияния, у которых накопились серьезные запасы вооружений того времени, нуждающиеся в своевременной модернизации.
Кроме того, их руководство продолжало заказывать привычные для их военных и менее дорогие по стоимости, чем западные аналоги, образцы оружия. Пикантность ситуации состояла в том, что, по сути, близкую по качеству и характеристикам продукцию выпускали как российские, так и украинские предприятия, что лишь способствовало обострению двусторонних отношений.
В первую очередь, речь шла о бронетехнике и вертолетах. Именно в этих сегментах, как и в модернизации устаревших образцов вооружений, между Россией и Украиной наблюдалась усиленная конкуренция, в ходе которой Киев неоднократно «перехватывал» у Москвы выгодные контракты по ВТС с Индией, Казахстаном, Таиландом, а также рядом африканских стран, включая Алжир, Судан и др.
Учитывая безусловную значимость предприятий украинского ВПК, их вероятный переход под российский контроль не пройдет для Москвы гладко. Прочие её конкуренты на мировом оружейном рынке готовы этому всячески воспрепятствовать.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.