globallookpress.com
Возможно это звучит несколько цинично, но что есть - то есть. Начавшаяся война в Йемене объективно дает России массу преимуществ, которыми нам просто необходимо грамотно воспользоваться.
Значительная часть российских обозревателей поддерживает действия Тегерана, указывая на необходимость наказания «нашего старого недруга Эр-Рияда». Фактически, на стороне Ирана выступила и официальная Москва, осудившая удары сил просаудовской коалиции по Йемену.
Разумеется, никаких сомнений относительно сущности поведения саудитов быть не может – ранее они неоднократно «светились» в террористической деятельности на российской территории и к тому же своими действиями сыграли далеко не последнюю роль в нынешнем опускании нефтяных цен.
Казалось бы, ни в чем подобном иранскую сторону упрекнуть нельзя. Во всяком случае, в плане явного ведения на российской территории подрывной работы. И в этом отношении она выглядит куда респектабельнее Саудовской Аравии. Однако означает ли это, что Иран является нашим другом и союзником, как это пытаются представить в своих комментариях многочисленные российские эксперты и обозреватели?
Прежде всего, необходимо обратить внимание на поведение Ирана хотя бы в течение последнего года, даже не рассматривая показательный уход оттуда в недавнем прошлом российских нефтегазовых компаний. За это время Тегеран активизировал переговоры с Западом по поводу снятия с него санкций и замещения Москвы на энергетическом рынке. Причем реальные возможности для этого у него могут появиться уже в ближайшие годы. Во всяком случае, согласно оценкам многочисленных зарубежных экспертов, Иран обладает адекватными российским (а возможно даже, что и большими) запасами природного газа.
Готовящееся снятие с него западного эмбарго будет означать серьезное для колебаний цен на рынке «черного золота» увеличение объемов поставки нефти, чреватое снижением притока средств в российскую казну.
Издержки для России не ограничиваются лишь экономикой. В последние дни Иран открыто демонстрировал нежелание соблюдать ее интересы в принципе. Например, об этом свидетельствовали появившиеся сообщения о демонстративном отказе Тегерана от взятых ранее обязательств обогащать уран на российской территории.
Не случайны в этой связи и действия делегации из Москвы, участвовавшей в последних переговорах «Шестерки» по иранской ядерной программе в Лозанне, которые даже напоминали «хлопанье дверью».
И это лишь первые «ласточки», свидетельствующие о нежелании растущего Ирана соблюдать правила игры в отношении России. Необходимо напомнить, что он имеет вполне характерные и определенные интересы в стратегически важном для нее «приграничье Юга», включая Центральную Азию (особенно «родственный» ему Таджикистан) и, на Кавказе.
И в Тегеране не забыли: именно Россия в XVIII – XIX веках в ходе трех войн «убрала» иранское влияние как из Северокавказского региона (тот же Дагестан), так и из Закавказья. И возвращение в том или ином виде контроля над этими стратегически важными территориями (в том числе и в плане контроля каспийских энергоресурсов) представляет огромную важность для Ирана уже в среднесрочной перспективе.
Этому может помешать лишь замедление его наступления на «Южном фронте» против Саудовской Аравии, разбив которую, он развернет свою активность на северное направление.
Вряд ли это не понимают большинство ратующих за «дружбу» с Тегераном. Скорее, дело здесь в умелой работе иранских пиарщиков в самой России, налаживающих в том числе и неформальные отношения с местным экспертным сообществом.
Учитывая все вышесказанное, для Москвы представляется самым выгодным вариантом, если оба этих серьезных хищника, каковыми являются Тегеран и Эр-Рияд, в ходе Йеменской схватки пустят в ход все свои когти и клыки, поглубже их вонзят друг в друга, нанеся друг другу максимально болезненный урон.
Учитывая проявленную ранее готовность саудитов покупать у России оружие для своих сателлитов вроде Египта, следует удовлетворять эти ожидания. Не забывая и о сотрудничестве с другой стороной, чтобы ни одна из них не получила реального преимущества.
Необходимо помнить, что у России исторически не существует друзей на международной арене. И претендующие на данную роль неоднократно доказывали это своим поведением. Соответственно, у нее имеются свои практические интересы, которые она может реализовать в том числе и за счет междоусобицы среди ее конкурентов.
В частности, Москва могла бы предпринять свои сепаратные действия с помощью спецслужб для налаживания контактов с тем же йеменским проиранским ополчением хуситов. Например, используя возможные каналы той же «Хизбаллы», которая с 2012 г. при поддержке иранских инструкторов и советников активно работала в направлении накачивания мощи этих проводников иранского влияния.
Дело здесь не ограничивается экспортом оружия, которого в Йемене хватит еще не на одну войну. Тем более, что саудиты и их союзники уже фактически установили блокаду Йемена и сейчас доставить туда крупные его партии было бы сложно. Однако существуют и другие реальные возможности для временного взаимодействия. Действия (или даже имитация действий) хуситов легко могут дать повод биржевым спекулянтам взвинтить котировки «черного золота» на опасениях паралича мирового нефтяного трафика. И за эти небольшие услуги хуситы могли бы получать свой интерес.
Варианты скрытой работы по «сталкиванию лбами» Саудовской Аравии и Ирана стали бы той самой Real Politic, которой очень давно и небезуспешно занимаются США, нередко гасящие тем самым потенциал своих конкурентов и противников. Тем более, что особенно острой реакции с их стороны в данном случае не будет.
С одной стороны, в последние годы Вашингтон практически отказался от ближневосточной нефти, заменив ее в том числе российской (пусть и в сравнительно небольших объемах). С другой - он «умыл руки» и фактически ушел из Йемена после трехлетнего там вооруженного присутствия, основной целью которого было заявлена борьба против местной «аль-Каиды» (AQAP).
И, наконец, сама перспектива нарушения поставок энергоресурсов из аравийских монархий в ЕС вполне отвечает его текущим интересам «сдерживания» конкурентов и наказание за «ослушничество» той же Саудовской Аравии.
Как ни странно, здесь интересы США и России могут совпадать, поскольку повышение опасности на важнейшем пути прохождения танкеров из Персидского залива автоматически повысит ее статус в мире как одного из самых серьезных гарантов бесперебойной поставки энергоресурсов.
Сергей Балмасов
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.