rusevik.ru
В Македонии дало о себе знать противостояние между славянами и албанцами, есть жертвы. Всплеск насилия случился в тот момент, когда страна решила присоединиться к российскому газопроводу «Турецкий поток». Простое совпадение?
Все последние дни тревожные новости приходили с Балкан. 9 мая в Македонии случилось вооружённое противостояние между местными силовиками и вооружёнными албанцами, пришедшими из Косово. Предполагается, что они собирались совершить нападения на целый ряд городов страны, но их вовремя блокировали в городе Куманово. В результате завязавшегося боя погибли 8 македонских правоохранителей и 14 албанцев, несколько десятков человек с обеих сторон ранены.
По завершении силовой операции, длившейся не один день, президент Македонии Георгий Иванов объявили в стране национальный траур. Силовики отметили, что в банду входили албанцы с македонскими, косовскими, и албанскими паспортами. Обеспокоенность происходящим в бывшей югославской республике уже выразили генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и его коллега из НАТО Йенс Столтенберг. И их обеспокоенность понять можно – страна входит в число наиболее неспокойных в Европе.
Двухмиллионная Македония как независимое государство существует с 1991 года, она единственная вышла из состава Югославии мирно. Это одна из беднейших стран Европы, не имеющая выхода к морю, не располагающая развитой промышленностью и сельским хозяйством, туристов здесь немного. До сих пор не решён вопрос с официальным названием страны – соседняя Греция не хочет, чтобы она именовалась «Республика Македония», ибо боится притязаний на одноимённую греческую область.
Но ладно бы дело было только в названии… Куда важнее то, что страна не является моноэтнической. Примерно две трети населения составляют православные македонцы, чей язык близок болгарскому (но используют они сербскую кириллицу). Большинство оставшихся – мусульмане. Среди последних преобладают албанцы, составляющие порядка четверти населения. В ряде районов на западе и севере страны представители данного народа составляют большинство.
Македонские албанцы с самого начала проявили нелояльность к своей стране. Ещё в начале 1990-х гг. они бойкотировали референдум о независимости. Все последние 25 лет достоянием общественности то и дело становились карты «Великой Албании», куда входит половина Македонии (включая столицу страны Скопье), Косово, Албания, часть собственно Сербии, Черногории и Греции. Особенно тесная связь у македонских албанцев существует с косовскими. Вице-премьером страны одно время был Мендух Тачи – двоюродный брат главы правительства Косова Хашима Тачи.
Программой максимум для местных албанцев было отделение от Македонии и объединение с Косовом – о «Великой Албании» всё-таки мечтали не все. А программой минимум – широкая автономия для районов, населённых албанцами. Они отвергли вариант унитарного государства с единственным официальным македонским языком. На фоне войн в других республиках Югославии здесь было спокойно. Но недолго.
В 1999 году сюда во время натовских бомбардировок Югославии бежало порядка 360 тысяч беженцев из Косова – в подавляющем большинстве албанцев. Некоторые из них так и остались в Македонии. Албанцы и без того составляли пятую часть населения, а сегодня их уже четверть. Вопрос о будущем государства (особенно на фоне фактического отделения Косова от Сербии) встал ребром. И вдохновившись примером собратьев, македонские албанцы начали действовать.
В феврале 2001 года албанская Армия национального освобождения (АНО) подняла вооружённый мятеж. Боевые действия продолжались полгода, и остановило их только вмешательство НАТО. При посредничестве Запада родились на свет Охридские соглашения. Согласно им, албанский язык получил статус официального в тех районах, где его носители составляют 20% населения. У албанцев появился свой телеканал, их представители вошли в правительство Македонии.
Этим дело не ограничилось. В 2005 году албанцы добились права вывешивать албанские флаги там, где они составляют большинство. Спустя три года под давлением албанских политиков Македония признала независимость Косова, а из тюрем были выпущены активные члены АНО. Албанские политики также выдвинули требование полного равенства двух языков… Отношения между албанцами и македонцами оставляют желать лучшего, и вспышки насилия случаются здесь постоянно. Отмечались они и летом 2014 года.
Таким образом, положение в бывшей югославской республике само по себе вызывает тревогу. Учитывая невысокий уровень жизни местного населения, засилье криминала во многих отраслях, межнациональный конфликт в любой момент мог дать о себе знать. Албанцы явно не примирились с половинчатым решением вопроса, македонцы же боятся утраты половины собственной территории. На Балканах воевали часто, и Македония – одна из главных пороховых бочек региона.
Однако кроме «местечковых» разборок, в современной Македонии сошлись ещё и интересы крупных держав. В последние годы основным вектором развития страны был евроатлантический. К числу ярых критиков России македонские руководители никогда не принадлежали, но своим приоритетом они провозгласили вступление в Евросоюз и НАТО. В Североатлантический альянс их не приняли только потому, что Грецию не устраивает название страны. В ЕС же страну с уровнем дохода вдвое ниже, чем в Польше или Литве, пока не ждут.
Несмотря на прозападный курс, власти Македонии проявляли интерес к газопроводу «Южный поток». А когда он почил в бозе, президент страны Георге Иванов высказался за участие бывшей югославской республики в проекте «Турецкий поток». Кроме того, будучи кандидатом на принятие в Евросоюз (пусть и сугубо потенциальным), Македония отказалась в 2014 году поддержать санкции ЕС в отношении России. Македонский экспорт в нашу страну за последние полгода даже вырос.
В нынешних условиях стратегическое значение Македонии резко возросло. Она стала единственно возможным маршрутом, по которому российский газ, идущий через «Турецкий поток», может дойти до центра Европы. Соседняя Болгария отказалась от участия в российских энергетических проектах, а расположенная к западу Албания полностью ориентирована на НАТО, а её отношения с Россией едва ли назовёшь тёплыми.
Некоторые сербские и македонские аналитики утверждают, что за нынешним вооружённым выступлением может стоять Фонд Сороса. Он в Македонии действительно работает, но совсем не обязательно, что это именно его козни. Местные албанцы сами по себе не любят русских, потому что видят в них союзников сербов. Российские фанаты, бывавшие на матчах в Македонии, на себе это испытали. Потому албанцы без всякой подсказки извне готовы сделать всё, чтобы российская труба по территории страны не прошла.
Таким образом, сотканная из противоречий страна оказалась в эпицентре большой геополитической игры. Ждём развития событий, которые могут пойти по самому непредсказуемому сценарию. И не факт, что мирному.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.