globallookpress.com
Турецкий самолёт сбил российский бомбардировщик. Над Сирией ли, над Турцией – пока неясно. Россия готова резко снизить уровень отношений, Турция твердит о самообороне. Обе страны от ухудшения отношений проиграют. Выиграют же ЕС и США.
24 ноября российский бомбардировщик Су-24 был сбит самолётом турецких ВВС F16. В России скоро заявили, что турки сделали это в воздушном пространстве Сирии. Отечественное оборонное ведомство отметило, что близ границы Сирии и Турции лётчики собирались ударить по позициям боевиков, многие из которых являются выходцами с Северного Кавказа – а значит, прямо угрожают России.
Оба лётчика смогли катапультироваться, однако как минимум одного из них на земле добили боевики. Мало того – исламисты обстреляли российский вертолёт Ми-8, вылетевший на поиски пилотов, в результате погиб ещё и наш морской пехотинец. Экипаж пришлось срочно эвакуировать на базу в «Хмеймим».
В свою очередь, турецкая сторона дала понять, что сбила Су-24 в воздушном пространстве Турции, причём атаке предшествовали несколько предупреждений. Впоследствии и российские военные не исключили кратковременного нарушения турецких границ, но тогда напрашивается версия, что турки только и ждали это кратковременное нарушение. Тем более, оно было далеко не первым. В общем, дело запахло порохом.
«Это трагическое событие будет иметь серьёзные последствия для российско-турецких отношений. Мы всегда относились к Турции как не просто к близкому соседу, а как к дружественному государству… Это событие выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом… Сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники терроризма», - так прокомментировал гибель Су-24 Владимир Путин.
«Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идёт большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных в Сирии территорий… А теперь еще и удары в спину, удары по нашим самолётам… И это при этом, что мы с американскими партнёрами подписали соглашение о предупреждении инцидентов в воздухе. Турция, как известно, в ряду тех, кто объявил о том, что они якобы воюют с терроризмом в составе американской коалиции», - подчеркнул Путин.
Со своей стороны, глава МИД России Сергей Лавров отменил визит в Турцию. Он также выступил с радикальным предложением. «Накапливается критическая масса террористических проявлений на турецкой территории. По нашей оценке, ничем не меньшие угрозы, чем в Египте. И в этой связи мы, конечно, не рекомендуем нашим гражданам с туристическими целями или с какими-либо иными в Турецкую Республику направляться на данном этапе», - отметил он.
Тем временем Генштаб России объявил о дополнительных мерах безопасности для российской группировки в Сирии, а также предупредил, что отныне будут безжалостно уничтожаться все потенциально опасные для наших самолётов цели. Кроме того, было объявлено о заморозке российско-турецких контактов по военной линии. Впрочем, потом появилась информация, что некое подобие «горячей линии» между военными двух стран всё же сохранилась.
Тем временем глава Ростуризма Олег Сафонов дал понять, что его ведомство прислушается к словам Лаврова. «Мы уже сегодня будем настоятельно рекомендовать прекратить реализацию турпакетов в Турцию как напрямую, так и через третьи страны. Наши туристы не должны туда отправляться, если там есть угроза безопасности. Сейчас не сезон, и я надеюсь, что их там немного», - отметил он. Тем самым скоро и «турецкое» море могут закрыть вслед за египетским.
Не стали молчать и в Турции. Премьер Ахмет Давутоглу категорически отверг обвинения, что самолёт сбили в сирийском небе, и подчеркнул, что его сбили над Турцией. «Мы будем защищать безопасность своей границы и наших граждан. Молниеносная реакция, которую продемонстрировали ВВС при нарушении самолетом нашего пространства, надо рассматривать в этом контексте. Мы не приемлем посягательства одной страны на территорию другой», - сказал он.
«Мы не хотели этой ситуации, но все должны уважать право Турции на защиту своих границ. Неопознанный военный самолёт вторгся в наше воздушное пространство, в течение пяти минут ему было сделано десять предупреждений, но нарушение продолжилось. Строго в рамках принятых и объявленных нами ранее правил реагирования на угрозы по отношению к нему было предпринято вмешательство», - вторил ему президент Реджеп Тайип Эрдоган.
Тем временем турецкие военные не исключили, что их самолёт мог вторгнуться в пространство территории, статус которой Турция и Сирия оспаривают друг у друга. Но всё равно турецкая сторона убеждена, что действовала в рамках права на самооборону. Турки немедленно созвали заседание НАТО на уровне послов, по окончанию которого слово взял генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг.
«Турция уже провела контакты с Россией по сбитому самолёту. Я призываю к продолжению контактов в условиях спокойствия и деэскалации. Дипломатия и деэскалация необходимы для решения этого кризиса. Мы не должны допустить, чтобы ситуация вышла из-под контроля… НАТО получила информацию от Турции и других союзников, которая по нашим оценкам, соответствует тому, о чём нас проинформировала Турция», - сказал он.
Кроме того, Столтенберг раскритиковал Россию, которая, по его мнению, очень часто выбирает для своих ударов «неправильные цели». Впрочем, дальше ставших уже дежурными слов норвежский политик не пошёл. Никаких призывов «покарать Россию», никаких слов о том, что Россия и НАТО оказались на грани вооружённого противостояния, не последовало.
В то же время другие ведущие западные политики были ещё сдержаннее. «Я считаю, что сейчас для нас очень важно, чтобы Россия и Турция контактировали друг с другом, чтобы выяснить, что произошло и принять меры, которые позволят избежать эскалации», - заявил президент США Барак Обама. «Необходимо избегать эскалации. Это было бы крайне нежелательно», - вторил ему президент Франции Франсуа Олланд.
«Премьер-министр настойчиво призвал премьер-министра Давутоглу обеспечить прямой диалог между турками и россиянами на эту тему», - сообщили в канцелярии главы правительства Великобритании Дэвида Кэмерона. «Мы должны надеяться, что это происшествие не нанесет удар по небольшим надеждам на деэскалацию сирийского конфликта, которые связаны с первыми переговорами на эту тему», — отметил, со своей стороны, глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Свои «пять копеек» вставил и президент Чехии Милош Земан. Ранее он не раз называл ислам «антицивилизацией», и на сей раз он припомнил коллеге-исламисту Эрдогану определённые грехи. «Время от времени высказываются подозрения о том, что Турция неформально сотрудничает с ИГИЛ… Факт крушения военного самолета РФ лишь ухудшит атмосферу в регионе», - подчеркнул Земан, фактически приняв сторону России.
Что было на самом деле – до сих пор неясно. Даже если российский самолёт и нарушил воздушное пространство Турции – стрелять на поражение выглядит как совсем уж крайняя мера. С другой стороны, есть вопросы и к тем, кто планировал нашу операцию в Сирии. Риски полётов у самой границы то ли не просчитали, то ли сознательно ими пренебрегли. В результате наши самолёты уже не раз залетали в Турцию, и турки реагировали на это весьма нервно, обещая «в следующий раз принять все меры». Вот и приняли.
Ввязавшись в «большую игру» на Ближнем Востоке, Россия явно наступила «на хвост» если не Турции в целом, то её президенту Эрдогану с большой вероятностью. Сеть уже не раз облетала фотография, как его сына Билала сфотографировали с боевиками ИГ. Именно через Турцию в «Исламское государство» идут боевики, именно через него ИГ продаёт нефть, а некоторые турки затем её перепродают. Секрет полишинеля.
Кроме того, Эрдоган с самого начала постоянно заявлял о том, что президент Сирии Башар Асад должен уйти. Турция не скрывала, что поддерживает оппозицию. А учитывая, что Эрдоган является исламистом (пусть и умеренным), «аллергии» на сотрудничество с ИГ могло бы у него и не возникнуть. И с помощью атаки на российский самолёт он мог показать, что не надо стоять на его пути. Большая геополитическая игра без жертв не обходится.
То, что отношения России и Турции существенно испортились – очевидно. Нет, до войны дело не дойдёт – к ней не готов никто. А вот считать друг друга важными партнёрами, рассматривать крупные совместные экономические проекты, выступать с близких позиций на крупнейших политических форумах – ничего этого уже явно не будет. Призрак десятков русско-турецких войн прошлого опять вернул представление друг о друге как о закоренелых противников.
От случившегося проиграют обе стороны. Так, Россия существенно осложнит себе прокладку труб в Европу по дну Чёрного моря через турецкую территорию. В то же время и турки потеряют на этом большие деньги. Если в Турцию больше не пустят наших туристов – по турецкой экономике будет нанесён удар. Но и российские граждане лишатся возможности недорого и без виз отдохнуть на тёплом море.
Можно выгнать из России турецкие строительные компании. Они в таком случае безусловно пострадают, но пострадаем и мы, ибо заменить их не так-то просто. Можно перекрыть въезд турецким продуктам питания на российский рынок. Здесь, наверно, турки и впрямь пострадают. Хотя эти же продукты вполне могут пойти к нам через другие страны, но уже дороже. Можно разорвать контракт на постройку в Турции АЭС – но в убытке окажется и Росатом.
Можно закрыть турецкие некоммерческие организации в России. Но тогда турки очевидно усилят работу на Кавказе и в Средней Азии, уже открыто поддержат антироссийский крымскотатарский меджлис. В ответ мы поддержим требования радикальных армянских организаций и их руками подадим в Международный суд иск по возмещению ущерба за геноцид. Турки поставят оружие боевикам на Кавказе, мы – курдам… Здесь уже просто страшно становится.
А вот кто точно выиграл от этой истории – так это США и Евросоюз. Недаром их представители столь спокойны. На Западе не любят и Путина, и Эрдогана, и когда два «плохих парня» схлестнулись между собой – от этого можно получать выгоду. Выяснение отношений между Россией и Турцией неминуемо ослабит их обеих, и обе они станут уязвимее и сговорчивее.
Так, Европа сможет диктовать условия строительства газопроводов из России. Теперь проложить что-то по турецкому дну станет куда сложнее – придётся опять думать о транзите через Украину. Для чего надо будет улучшать отношения с ней. Или же расширять «Северный поток», а согласится ли на это Европа – бабушка надвое сказала. В данном случае переговорные позиции ЕС (а косвенно и США) усилятся, а наши – явно ослабнут, ибо никакой альтернативы у нас не будет.
США и Европа жестко критикуют нас за то, что мы в Сирии бьём не столько ИГ, сколько оппозицию Асаду… Теперь они могут заявить, что Россия «добомбилась». Нас призовут войти в западную коалицию, и уже на своих условиях. Мы едва ли согласимся, но на Западе опять могут сказать: «Этим русским даже своих лётчиков не жалко. У нас, дескать, потерь нет». Потери есть – например, при терактах в Париже. Но это – не боевые потери. Так что мы предстаём в невыгодном свете.
Эрдогану тоже резко сузили поле для манёвра. Раньше он мог играть «на трубе». Теперь у него не останется выбора, кроме как проложить какой-нибудь «Набукко-2», где основными акционерами станут США и ЕС. А если заупрямится – могут объявить и пособником ИГ, и заказчиком «иммиграционного потопа» в Европе. И сыграть на геноциде армян на Западе могут, и курдам поставить новое оружие… И попытаться устроить «местный майдан» - тоже. Недовольных Эрдоганом в Турции хватает.
Ужесточить правила получения виз для граждан Турции в Евросоюзе тоже могут. И это ударит по значительной части турецких граждан, усилит недовольство Эрдоганом не только со стороны ярых поборников светских устоев и противников исламизма, но и ряда колеблющихся. И АЭС в Турции придётся строить уже по европейским правилам – на менее выгодных, чем у России, условиях.
Третьей мировой войны не будет. Но мир после гибели Су-24 точно стал сложнее и опаснее.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.