globallookpress.com
В Польше приняли законы о Конституционном суде и СМИ, вызвавшие резкую критику в ЕС. Президента Анджея Дуду обвинили в «путинских диктаторских замашках». Германия даже задумалась о санкциях в отношении соседа, но поляки не думают давать задний ход, попутно припоминая немцам Гитлера. Похоже, обе стороны расплачиваются за поспешное расширение ЕС в своё время. Выясняется, что отнюдь не всё к нему оказались готовы.
Ещё перед Новым годом власти Польши приняли два неоднозначных решения. Для начала 29 декабря президент Анджей Дуда подписал закон о Конституционном трибунале (суде). Согласно ему, состав суда расширяется с 9 до 15 человек, а решения принимаются не простым большинством, а двумя третями. Кроме того, снять судью можно будет только по решению Сейма. Если учесть, что парламент контролируют сторонники пропрезидентской партии «Право и справедливость», выгодоприобретатель становится понятен.
А 30 декабря депутаты Сейма приняли поправки в закон о телевидении и радио. Согласно им, должны завершиться полномочия действующих членов контрольных советов. В то же время руководители государственных СМИ будет назначать министерство финансов – как сказано, «до момента организации новых национальных средств массовой информации». Фактически речь идёт об усилении государственного контроля за электронными СМИ.
Польская оппозиция немедленно обвинила власти в нарушении демократических принципов и скатыванию к диктатуре. 9 января в Варшаве прошёл довольно крупный митинг в поддержку независимых СМИ. Заместитель председателя Еврокомиссии голландец Франс Тиммерманс потребовал от польских властей разъяснений. А глава МИД председательствовавшего до 1 января в ЕС Люксембурга Жан Ассельборн сравнил решения Польши с «курсом диктаторских времён».
Польскому МИД пришлось выступить с разъяснением. «Польша полностью признает свободу и плюрализм СМИ, рассматривая их как ключевой элемент плюралистического общества», - отметили польские дипломаты. Одновременно они дали понять, что считают недовольство ЕС вмешательством во внутренние дела, а слова люксембуржца – «несправедливыми, односторонними и политически мотивированными».
Подобные законы в целом идут вразрез с практикой, сложившейся в Евросоюзе. Государство там прямо не назначает руководителей СМИ. Да и невозможность снять судью Конституционного суда – тоже из «времён отдалённых». Тем не менее руководство Польши, изначально настроенное евроскептически и всячески показывавшее свою «удалённость» от ЕС, ничего менять не стало.
И здесь в силу вступила «тяжёлая артиллерия» в лице Германии. Еврокомиссар по цифровой экономики и обществу, член ХДС Гюнтер Эттингер пригрозил Польше ввести «внешнее управление». Председатель Европарламента, немецкий социал-демократ Мартин Шульц и вовсе сравнил Дуду с Владимиром Путиным. «Подобная политика противоречит базовым европейским ценностям… Это опасная путинизация европейской политики».
Председатель фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Фолькер Каудер пригрозил Польше оргвыводами. «Если будут установлены нарушения европейских принципов, то страны-члены ЕС должны иметь мужество пойти на санкции. Польское правительство должно знать, что определенные основные ценности в Европе нельзя нарушать", - сказал он. Правда, правительство Германии дало понять, что о санкциях пока говорить рано.
Реакция поляков оказалась бурной и эмоциональной. Польские болельщики на волейбольном матче Польша – Германия вывесили плакат «Защищайте своих женщин, а не нашу демократию!», намекая на последние события в Кёльне. В МИД Польши вызвали немецкого посла, где глава ведомства Витольд Ващиковский выразил недовольство «антипольскими высказываниями немецких политиков».
Дальше других пошёл министр юстиции Збигнев Зёбро, написавший открытое письмо еврокомиссару Эттингеру. «Вы хотите поставить Польшу под наблюдение, под надзор. Такие слова, сказанные немецким политиком, вызывают у поляков самые худшие ассоциации. В том числе и у меня. Я — внук польского офицера, который во время Второй мировой войны боролся в рядах Армии Крайовой с немецким надзором», - вспомнил он дела минувших дней.
Кроме того, Зёбро напомнил о том, что немецкие СМИ несколько дней умалчивали о массовых нападениях на женщин в Кёльне. «События, которые возбуждают опасения по поводу безопасности находящихся в Германии поляков, СМИ скрыли на несколько дней. Я не дождался Вашей реакции на такое возмутительное нарушение права граждан на информирование», - заметил польский министр.
А лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, которого сегодня порой называют «теневым главой государства», встретился с ещё одним политиком, которого не любят в ЕС – премьером Венгрии Виктором Орбаном. Стороны решительно осудили политику давления на Польшу, а заодно в очередной раз выступили против приёма на своей территории беженцев, на чём настаивает ЕС. Встречу нигде не анонсировали, так что многие усмотрели в ней «антибрюссельский заговор».
Случившая бурная полемика едва ли вызовет удивление. Нынешние польские власти сделали ставку на отдаление от Евросоюза. Своим главным партнёром они считают США, а внутри ЕС идут партнёров-евроскептиков. Венгрия – хорошая кандидатура в партнёры, но здесь мешает относительная лояльность Орбана в отношении России. А к нашей стране Дуда, Качиньский и иже с ними относятся более чем плохо.
В то же время Евросоюз показывает, что он превращается в «Брюссельский обком». Есть чёткий свод правил, которому должна соответствовать любая страна, туда входящая. И отчасти у европейских бюрократов есть право ругать Польшу. Поляки очень сильно зависят от денег, поступающих из фондов ЕС, а миллионы польских граждан работают в Западной Европе – прежде всего в Германии.
Откуда мог возникнуть такой спор? Представляется, что дело – в расширении Евросоюза, случившемся в 2004 году. Тогда ряды ЕС пополнили сразу 10 государств, большей частью – бывших социалистических. Время показало, что готовность их к вхождению в «элитный клуб» слишком преувеличили. Уровень доходов в той же Польше – вдвое ниже немецкого. Разве что Чехия и Словения (отчасти Словакия) смотрятся прилично – по крайней мере, обошли Грецию и Португалию.
Но не только экономически новички не соответствуют европейским правилам. Демократия в западном понимании слова оказалась устойчивой лишь в Чехии и Словении. В Польше, Венгрии, странах Прибалтики демократической традиции нет. И потому там столь сильна тяга всё контролировать сверху, всё запрещать. В Прибалтике борются с «российской пропагандой», в Венгрии и Польше – просто усиливают контроль за СМИ. Нужны годы, прежде чем те же поляки привыкли к европейским правилам.
Но и польские политики должны были думать, куда идут. Если их допускают к принятию решений в ЕС – значит, они должны нести некоторые обязанности. Например, принимать беженцев из стран Азии и Африки, обеспечивать независимость СМИ от государства. А если не хотят обеспечивать – тогда и нечего рассчитывать на экономическую помощь от той же Германии.
Правящая в Польше партия «Право и справедливость» всегда была склонна к политическому позёрству, к историческим спекуляциям, к воспеванию Польши 1920-1930-х гг., где с демократией дело обстояло крайне плохо. Это совсем не по-европейски, но народ выбрал себе именно таких политиков. Выбрал Дуду, выбрал депутатов, заочно выбрал Ярослава Качиньского. Демократически выбрал – так что надо их терпеть.
А скандалы между Польшей и ЕС ещё наверняка будут. Слишком уж много острых тем накопилось и в Европе, и на восточных границах Польши, да и у самих поляков.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.