В минувшие выходные Дмитрий Медведев сказал, что отношения России и Запада скатились к «холодной войне». Премьер РФ отдельно прошёлся по США, ЕС и НАТО. Отчасти Медведев сгустил краски, но лишь отчасти. Кто довёл отношения России и Запада до такого состояния? Кто больше виноват? Попробуем разобраться.
Приезд главы правительства России на конференцию по безопасности в Мюнхен уже можно считать хорошим сигналом. Год назад представить себе Медведева в Германии было невозможно. Теперь же Дмитрий Анатольевич сидел рядом с коллегами из европейских стран, его никто не освистывал и не затаптывал. Группа украинцев, грузин прибалтов и поляков разве что вышла из зала – но они погоду не сделали. А вот речь Медведева оказалась весьма резкой.
«Остаётся недружественной и закрытой по нашей оценке политическая линия НАТО в отношении России. Можно сказать и резче: мы скатились во время новой «холодной войны». Чуть ли не ежедневно нас объявляют самой страшной угрозой то для НАТО в целом, то отдельно для Европы, то для Америки и других стран. Снимают пугающие фильмы, в которых русские начинают ядерную войну. Я иногда думаю: мы в 2016-м сегодня или в 1962?» — заявил Медведев 13 февраля.
А днём позже глава правительства РФ дал интервью каналу Euronews. Он буквально повторил всё сказанное накануне, и добавил, что подобное надо менять. Правда, из его уст снова слышались обвинения. «Мы уже как-то перезапускали с американцами взаимоотношения. К сожалению, отношения снова деградировали, они разрушены, они хуже, чем были… Отношения с Соединёнными Штатами если и можно перезапустить, то на принципиально иной основе. «На какой? Равноправной, справедливой, спокойной основе», — подчеркнул Медведев.
Досталось от главы российского правительства и Евросоюзу. «Мы хотим хороших, продвинутых отношений и с США, и с Евросоюзом. Евросоюз — вообще наш важнейший торговый партнёр. У нас был торговый оборот в 450 млрд евро! А сейчас — 217. Надо спросить у людей, которые в Евросоюзе продукцию различную для России производили, которые на предприятиях работают, — им это все нравится?» — вопрошал Медведев.
Медведев также призвал Запад отменить санкции. «Не мы это придумали, не нам начинать отменять. Нас все время пугали санкциями, эти санкции вводили в советский период многократно. Никогда ни к чему это не приводило, только деньги теряли. И сейчас будет то же самое. Надо набраться мужества и сказать: знаете, ребята, все, мы это завершаем вот с такого-то числа, просим и вас тоже ответные меры приостановить», - отметил он.
Надо сказать, что Дмитрий Анатольевич выступил в роли, обычно несвойственной чиновникам такого уровня. Они как правило стараются сгладить углы, смягчить противоречия, порой переходя на «птичий» дипломатический язык. А тут он явно сгустил краски. «Холодной войны» всё же пока нет, до «карибского кризиса» с возможностью обмена ядерными ударами далеко. Страшилка от английской телекомпании Би-би-си пока не имеет никаких практических подтверждений.
Но во многом Медведев всё же прав. Тенденция отмечается самая неприятная. НАТО наращивает вооружения на границах России – в Прибалтике, на Чёрном и Балтийском морях, в Польше. Но ведь не совсем на пустом месте это началось. К тому же, мы тоже в долгу не остаёмся, перебрасывая свои соединения к западной границе и всё время поднимая по тревоге войска. «Холодной войны» пока нет, но её призрак отчётливо маячит уже два года. И здесь глава российского правительства назвал вещи своими именами.
И тут возникает извечный русский вопрос: «Кто виноват?». В нынешнем противостоянии России и Запада есть две стороны, и никто не может сказать, что он во фраке. Просто Запад больше, там много стран по обе стороны океана, и оттого его заявления кажутся более устрашающими. Однако поступим вопреки поговорке, что в своём глазу бревно невидимо, и начнём разбор того, что привело к такому положению вещей, с себя.
Россия усиленно пытается играть с Западом на равных, не находясь в той же весовой категории. Да, политически мы независимое государство, но экономически, финансово, технологически – зависимы, да ещё как. Дети многих наших чиновников и предпринимателей учатся на Западе, сами они отдыхают там и приобретают недвижимость. Обратный процесс не наблюдается совершенно, и значительная часть ответных «чёрных списков» - это хлопок из пугача.
«Холодную войну» мы проиграли, как бы ни пытались теперь говорить обратное. У нас крайне мало надёжных союзников – с США и ЕС не сравнить. Мы годами не предлагаем собственную повестку дня, а только отвечаем на то, что говорят и делают другие. Естественно, на Западе попросту отвыкли с нами считаться. И когда мы пытаемся напомнить о своём месте в мире – многим там становится страшно. Ведь со стороны кажется, что у нас есть только ядерное оружие…
В 2012-2013 гг. власти РФ нарочито (в основном на словах, но всё же) проводили антизападный курс. Роль иностранных посольств в митингах на Болотной площади и на проспекте Сахарова сильно преувеличивалась. О том, что Запад исторически враждебен нашей «особой цивилизации», ещё до майдана говорили непрерывно. И речь шла не только о «говорящих головах в телевизоре» вроде Сергея Кургиняна и Александра Проханова, но и высоких государственных чиновниках.
Появление на наших государственных телеканалах людей с вызывающе воинственной антизападной точкой зрения в Европе и США воспринимали как государственную политику. Там многие действительно уверены, что сценарий каждой политической передачи пишут в Кремле. О «чуждости западной цивилизации» даже в советские времена не говорили. Видя зарождение враждебного себе огромного государства, на Западе и решили действовать, чтобы нейтрализовать угрозу «ещё в зародыше».
Об этих вещах Дмитрий Медведев, безусловно, не говорил, да и странным бы было ожидать от него самобичевания… Однако перейдём к тому, что же для ухудшения отношений сделал Запад. Поскольку он сильнее, то с него всё же и спрос больше.
В Европе и США упорно не хотели видеть руку если не дружбы, то партнёрства, которую протягивала Россия. Когда от протянутой руки отмахиваются, продвигают военные базы к твоим границам, да ещё и попирают международное право (как в случае с Сербией и Косово) – любая страна напряжётся. Россия как правопреемница СССР проиграла «холодную войну», но не настолько, чтобы с ней можно было разговаривать так, как с поверженным Третьим рейхом в мае 1945 года.
Ни Медведев, ни даже Владимир Путин не являются людьми, изначально культивировавшими «особый путь России». Президент пять лет жил в Германии, его дочери учились в немецкой (в прямом смысле слова) школе в Москве. Премьер и вовсе слывёт умеренным либералом – а они уж точно не могут быть антизападниками. С ними можно и нужно договариваться, а не отдавать политику на российском направлении завзятым русофобам наподобие бывшего премьера Швеции Карла Бильдта, президента Литвы Дали Грибаускайте или же американского сенатора Джона Маккейна.
Восприятие России на Западе или как «восточной деспотии», или же как клерикальной диктатуры наподобие режима Франсиско Франко в Испании, неверно. Да, с демократией у нас не очень хорошо, но до настоящей диктатуры нам далеко. Резкие антизападные заявления секретаря Совбеза Николая Патрушева не обязательно являются государственной точкой зрения. И тем более не являются ею речи Кургиняна в телеэфире. И народ не жаждет совсем уж жестокого правителя и подлинного диктатора – ни один опрос не показал, что при Сталине хотели бы жить больше половины населения России.
На Западе должны были знать, почему события на Украине в России воспримут особенно болезненно, и почему не стоит путать Украину с Грузией или Латвией. Должны были знать, что вывести Черноморский флот из Севастополя в Новороссийск в полной мере нельзя, и кто живёт в Крыму, какие там изначально существовали настроения. И должны были помнить, что перед лицом внешней угрозы о любых вопросах к власти на время забудут. А если не знали – значит, невелика цена большинству западных аналитиков.
Запад не так часто на самом деле вёл диалог с Россией. В основном речь шла не о диалоге, а о безоговорочном принятии выработанных США и ЕС правил игры – начиная от глобальной политики и кончая гей-парадами в Москве. Подобный подход едва ли подходит для огромной ядерной державы – даже находящейся не в лучшем состоянии. Нельзя унижать большой по численности народ, никогда не бывший чьей-то колонией и никогда не терявший независимость.
Для того, чтобы начать выход из неприятного положения и изменить сползание отношений в пропасть на медленный подъём, нужно приступить к познанию. И нам, и западным экспертам необходимо снять со стены кривое зеркало и просто изучить партнёра. И хорошо, если слова Медведева хотя бы подтолкнут к подобному изучению. Должен был кто-то сгустить краски… Постановка диагноза всегда предшествует лечению. Если ничего не делать – мир может скатиться к подлинному ужасу.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.