globallookpress.com
2 апреля в Нагорном Карабахе развернулись боевые действия. Азербайджан и Армения дежурно обвинили друг друга в агрессии. Что это – война или разведка боем? И как себя поведут Россия, США, ЕС, Турция? В любом случае сигнал тревожный.
В ночь на 2 апреля в Нагорном Карабахе развернулись боевые действия с применением тяжёлой артиллерии и авиации. Ничего похожего в регионе не происходило с 1994 года, когда завершилась война, начавшаяся на излёте Советского Союза. С тех пор неоднократно приходили сообщения об обстрелах и с той, и с другой стороны. За «мирные годы» и армяне, и азербайджанцы гибли на линии соприкосновения сторон. Но до столкновений почти по всей линии соприкосновения с использованием тяжёлого вооружения долго речь не шла.
Удивила ли «разморозка» застарелого конфликта? Вряд ли. Азербайджан не смирился с потерей значительной части своей территории. В последние годы азербайджанское руководство потратило многие миллиарды долларов на перевооружение своей армии. Цель никогда не скрывалась – вернуть Нагорный Карабах. Другое дело, что президент Ильхам Алиев сдерживал особо воинственных представителей окружения. А тут он был в США, и оружие заговорило.
Со своей стороны, Армения располагала куда меньшими средствами, ещё меньше возможностей имела непризнанная Нагорно-Карабахская республика. Тем не менее и армянская сторона вооружалась, и у неё имелись свои «горячие головы», говорившие о возвращении «утраченных армянских земель, всё ещё остающихся под азербайджанской оккупацией». Правда, мотивации начинать войну у армян меньше – всё-таки Карабах существует де-факто как независимое государство, а сил продвинуться вглубь Азербайджана нет.
За 20 с лишним лет международные посредники в лице Минской группы ОБСЕ десятки раз пытались примирить две враждующие советские республики. Переговоры между руководителями Азербайджана и Армении проводило руководство России, в Закавказье неоднократно прилетали представители США и Евросоюза. Свою роль они сыграли – широкомасштабное кровопролитие вплоть до 2 апреля удавалось предотвратить. Но предотвратить кровопролитие – не значит, решить вопрос.
А под решением вопроса каждая из сторон понимала только победу. Для Азербайджана такое решение – распространение его юрисдикции на всю бывшую территорию Азербайджанской ССР. Максимум, на что готовы были пойти в Баку – автономия. А это не устраивало армян, для которых программа минимум – провозглашение независимости, а программа максимум – воссоединение края с Арменией. Помня о неоднократных случаях резни и массовых убийств, пребывание в составе Азербайджана для них невозможно никак.
Вариантов решения конфликта предлагали множество. От России звучала такая формула: Армения должна вернуть районы вокруг Нагорного Карабаха, которые армяне заняли в 1990-е гг. А от Азербайджана требовалось письменно отказаться от применения силы. Что же в итоге делать с Карабахом – неясно, его статус подвисал. Не нашлось действенного рецепта ни у ЕС, ни у США. Все обещали не обидеть ни одну из сторон, но при имеющемся и в Баку, и в Ереване настрое это было невозможно.
Кто из игроков был на чьей стороне? Ясно, что Азербайджан безоговорочно поддерживала Турция. Со своей стороны, ни Россия, ни США, ни Евросоюз, ни соседний с конфликтующими сторонами Иран явно не занимали ничью сторону. Никто из них и не признавал Карабах независимым, и в то же время не говорил однозначно, что он непременно обязан вернуться в состав Азербайджана. Поскольку решения не было, в один очень нехороший день должны были заговорить пушки.
Первые сообщения о начале боевых действий появились в 8 утра 2 апреля. Президенты Ильхам Алиев и Серж Саргсян ещё не вернулись из США, где они находились на встрече по ядерной безопасности. Столкновения развернулись почти по всей линии соприкосновения сторон. Судя по всему, широкомасштабные бои начал Азербайджан. Армяне обвинили противника в агрессии, в Баку же заявили, что действовали исключительно в ответ на обстрелы с противоположной стороны.
Сразу же появились сообщения о жертвах. Так, в результате ракетного обстрела в Карабахе погиб один ребёнок, двое раненых. Что же касается количества потерь, что здесь стороны дают совершенно противоположные данные. Азербайджан утверждает, что потерял 12 человек, а армяне – свыше 100. Армянская сторона говорит о гибели 18 своих и более 200 азербайджанцев. Точно известно, что Азербайджан потерял как минимум вертолёт, беспилотник и танк, есть серьезные потери в боевой технике и у армян.
Кто и чего добился? Азербайджан утверждает, что занял несколько населённых пунктов и ключевых высот на линии соприкосновения. Армяне всё это опровергают, и сообщают, что план по молниеносному завоеванию Арцаха (армянское название Карабаха) провалился, азербайджанцы отброшены, а армяне даже идут в наступление. И то, и другое заявление выглядит как работа штатных пропагандистов. И где тут правда – разобраться крайне сложно.
Озабоченность случившимся обострением уже выразили и Россия, и США, и Евросоюз. Во вторник 5 апреля международные посредники договорились собраться, чтобы обсудить, что же делать дальше. А пока они соберутся – станет ясно, что же случилось 2 апреля. То ли началась широкомасштабная война, то ли это пусть и крупная, но очередная локальная вспышка. В любом случае, быстрых и лёгких решений не будет.
Заинтересован ли кто-нибудь в начале войны? Едва ли это надо России – ведь тогда к ней с обеих сторон потянутся сотни тысяч беженцев. Она связана военными обязательствами перед Арменией, но не перед Карабахом. Но Армения-то неизбежно в конфликте будет присутствовать, и уклониться от объяснений не удастся. С другой стороны, и Азербайджан остаётся важнейшим партнёром, с ним ссориться тоже нельзя.
США при определённом раскладе конфликт может быть выгоден – он создаст проблемы сразу для России, Турции и Ирана. С другой стороны, американцам приходится разруливать слишком много вещей – Сирия, Украина, ядерные дела с Ираном и Северной Кореей. Поспеть всюду они не могут, да и дать всё всем сторонам – тоже. С одной стороны, Азербайджан важен как нефте- и газодобывающая страна, с другой – в США есть сильное армянское лобби. Последнее в полной мере относится и к Евросоюзу. Так что и Западу война не нужна.
Остаётся Турция… Уже появилась версия, что это турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган убедил Ильхама Алиева начать войну… Чтобы Россия втянулась в неё на стороне Армении, а он бы ударил по нам с тыла. Учитывая воинственные действия Эрдогана, такая теория может выглядеть правдоподобно, но совсем не на 100%. Союзники по НАТО его не поддержат, у самой Турции хватает проблем и с курдами, и с многим другим. Отнюдь не все турки жаждут воевать…
В итоге получается, что воевать всерьёз мало кто хочет. Но уровень накала страстей и глубина противоречий таковы, что всё к ней идёт. И чтобы её избежать – потребуются очень большие усилия. Итоговое мирное решение не устроит никого, но на то и есть международные посредники, чтобы разрубать гордиевы узлы. А пока будем смотреть, что же началось в Закавказье – война или разведка боем.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.