Российский истребитель Су-27 выполнил перехват американского самолета-разведчика RC-135 над Балтийским морем. С таким утверждением выступила в субботу телекомпания CNN. Это произошло, как сообщила телекомпания, в четверг, 14 апреля. Су-27 приблизился на расстояние около 15 метров к RC-135. Телекомпания ссылается на представителя Европейского командования вооруженных сил США Дэнни Эрнандеса, который заявил, что американский самолет находился над нейтральными водами и не входил в воздушное пространство РФ.
«Небезопасные и непрофессиональные действия одного пилота могут привести к ненужной эскалации напряженности между странами", — сказал Эрнандес».
Интересно, что несколькими днями раньше, 10 и 12 апреля, произошел также и резонансный облет российскими бомбардировщиками Су-24 американского эсминца «Дональд Кук».
По информации агентства Reuters, Су-24 прошел на сверхмалой высоте, «оставив след на воде». Его пролет сопровождался семью проходами вертолета Ка-27, сделавшего снимки эсминца.
Во время одного из этих пролетов российской авиации был сорван взлет польского вертолета, который готовился подняться с вертолетной площадки эсминца.
Эсминец «Дональд Кук» уже «подвергался» облету бомбардировщиком Су-24, также12 апреля, но только 2014 года в Черном море, то есть ровно два года назад.
В многочисленные публикациях в российских СМИ предполагалось,, что против эсминца была применена РЭБ «Хибины», якобы «выключившая» его боевую информационно-управляющую систему «Иджис».
Aegis combat system («Иджис», от англ. Aegis — «Эгида», мифический щит Зевса и Афины) — американская корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС), представляющая собой интегрированную сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения, таких как зенитные управляемые ракеты Standard missile 2 (SM-2) и более современные Standard missile 3 (SM-3), и средств управления, формирующуюся на базе широкого внедрения автоматизированных систем боевого управления (АСБУ). Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки. Наименование «Иджис» носит также ЗРК, применяемый в составе этой БИУC.
К настоящему времени БИУС «Иджис» используется ВМС США, ВМС Испании, Норвегии, Республики Корея и Морскими силами самообороны Японии (в общей сложности ею оборудовано более 100 кораблей). В скором времени ожидается установка «Иджис» на новых эсминцах ПВО ВМС Австралии. Кроме того, оснащённые этой системой корабли ВМС США будут использованы в качестве корабельного компонента европейской системы противоракетной обороны НАТО.
На самом деле система РЭБ «Хибины» не устанавливается на Су-24. «Хибины» это подвесной контейнер для группового прикрытия, а на Су-24 устанавливаются станции РЭБ индивидуальной защиты.
Основной элемент "Иджис" - радиолокационная станция AN/SPY-1. Ее действующая дальность около 320 км, причем мощность излучающего импульса огромна - пять мегаватт.
Подавление такой РЛС подвесными контейнерами РЭБ «Хибины» практически нереально. Для подавления таких корабельных средств РЛС могут в принципе применяться тяжёлые самолёты РЭБ. Например, если американскую ударную авианосную группу атакует полк Ту-22М3, то для его прикрытия ему будет придан один или несколько Ту-22ПП, которые после пуска противокорабельных ракет должны лететь позади них и пытаться осуществить радиоэлектронное подавление кораблей эскорта авианосцев, мешая перехвату ПКР. При этом максимум чего можно достичь - подавить РЛС лишь одного корабля. Но и в этом случае, подвергшийся радиоэлектронной атаке корабль сможет получить информацию с других кораблей эскадры.
Возвращаясь к эсминцу «Дональд Кук» нужно отметить, что помимо AN/SPY-1 у него есть ещё обзорная, навигационная и артиллерийская РЛС, а также РЛС для ЗРК «Фаланкс». Все они работают в разных диапазонах волн, и их подавление даже теоретически невозможно.
В случае с перехватом воздушного разведчика RC-135 речь о какой-либо радиоэлектронной борьбе не идет. Российским военным просто не понравилось появление самолета-шпиона вблизи от наших границ. Да и с эсминцем ситуация была аналогичной. Ударный корабль ВМС США вблизи российских границ вызвал раздражение нашего Генштаба.
Речь в обоих случаях идет о демонстрации силы с обеих сторон. И об обострении напряженности в отношениях России и НАТО.
Некоторые политики Украины не скрывают своего стремления решить конфликт на юго-востоке военным путем, невзирая на минские соглашения.
Концентрация сил ВСУ по периметру границ ЛДНР продолжается. В ответ на это в ДНР и ЛНР прошли крупнейшие за всю историю самопровозглашенных республик военные учения. Причем отрабатывались только наступательные операции, в частности форсирование водной преграды, которой в реальности может быть только Северский Донец.
Это лишь один из гипотетических мотивов для обострения напряженности между НАТО и Россией.
Другой конфликтный регион - Сирия. Здесь, после откровенных нарушений перемирия всеми группировками оппозиции, армия Сирии перешла в наступление на Алеппо с намерением завершить окружение этого ключевого города. Госдеп сразу же обратился к России с просьбой остановить это наступление. Уже не секрет, что в первых рядах атакующих, после артиллерийской подготовки идут российские спецназовцы и наемники из ЧВК Вагнера, за ними на солидном отдалении следуют собственно войска Асада, которые в случае непосредственного соприкосновения с противником как правило поспешно отходят. Как бы то ни было, наступление на Алеппо успешно развивается, что вызывает недовольство США, которые угрожают пустить в ход пресловутый план «Б», то есть передать проамериканской оппозиции современные средства ПВО, в частности зенитно-ракетные комплексы, что сделает применение российских ВКС на данном ТВД весьма проблемным. В качестве доказательства серьезности этих угроз был сбит сирийский Су-22.
Заход ударного эсминца в Балтийское море и пролет самолета-разведчика, шпионящего за развертыванием российских средств ПВО на западных границах РФ - также входит в стратегию психологического прессинга политического и военного руководства России «западными партнерами».
Этот политический и военный прессинг может привести к появлению серой зоны войны, когда де юре войны нет, а де факто налицо вооруженное противостояние низкой интенсивности, не только на Украине и Сирии (во время перемирия), но и в Прибалтике.
Именно Прибалтика по мнению натовских генералов является наиболее угрожаемым направлением гипотетической агрессии России. Это безусловно не соответствует действительности, но не мешает НАТО наращивать по периметру западных границ России военную инфраструктуру, благодаря которой можно будет в короткий срок перебросить и развернуть на границах РФ армию вторжения. Заверения лидеров НАТО о невозможности прямых боевых действий между НАТО и Россией лишь скрывают их реальную подготовку к такому конфликту.
А психологическая война в воздухе и на море лишь отражает текущую реальность, которая неуклонно эволюционирует в сторону открытой враждебности и как минимум возможных «ударов в спину» со стороны бывших друзей и партнеров.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.