globallook
То, что мир меняется заметили многие, но никто не ожидал, что настолько: утром 24 июня британцы проснулись в шоке, поскольку, то, что было как бы не совсем всерьез, оказалось очень даже по-настоящему.
Почему-то в Британии, согласно опросам общественного мнения, никто не ожидал, что результат референдума о выходе из Евросоюза будет положительным. При этом то ли под влиянием пропаганды, то ли популистских речей, то ли из протеста и вредности, 51% сдержанных и обычно весьма прагматичных англичан проголосовал «за» выход. Паника началась еще ночью – первой отреагировала биржа.
В Лондоне, в Сити, никто не спал в эту ночь – на экранах компьютеров творилось нечто невообразимое. В 5.30 утра брокер Найем Аслам в ярости заявил журналистам, что происходит биржевая катастрофа – фунт стерлингов упал на 10% по отношению к доллару, никто не может купить валюту, резко развился кризис ликвидности. Банки приняли все возможные меры безопасности, но рынок начал неуправляемое падение. «Кровавой», даже не черной, окрестили пятницу 24 июня финансисты.
Дэвид Кемерон уже собрался в отставку в октябре – правительство просто не знает, что делать. Никто не ожидал подобного результата референдума, и не догадался построить план на случай его успеха – Кэмерон фактически признал свою некомпетентность и заявил, что переговоры с Евросоюзом об условиях выхода должен вести другой человек. Политические лидеры других стран Европы в шоке – премьер-министр Бельгии призывает к спокойствию, президент Европейского парламента Матин Шульц, немец, собирается срочно встречаться с Ангелой Меркель и обсуждать меры предосторожности, президент США Барак Обама готовится звонить Кэмерону с серьезным разговором. Итальянец Матео Ренци собрал совещание, призванное выработать «взвешенное мнение».
При этом все крайние левые и правые политики ликуют и особо «взвешенными мнениями» не заморачиваются – «мы показали им, что значит свобода», - воскликнула Марин ле Пен, не уточнив, кто такие «они» и «мы». Голландский крайнеправый партиец Гирт Виндерс уже зовет голландцев к «самостоятельной жизни не под пятой Европы» (тоже не уточняя, в чем заключается европейская пята), итальянцы националистического толка объявили британцев «храбрыми борцами за свободу».
В Британии Борис Джонсон, бывший ранее вечным поводом для насмешек - с крашеными в белый цвет волосами, цветочками в петлице и ксенофобными высказываниями в адрес Обамы, восхвалениями Гитлера и Наполеона и прочей пугающей белибердой стал героем дня! Свою агитацию за выход из Евросоюза он построил на кажущейся архаичной парадигме «против мигрантов и против буржуев», фразах из времен Черчилля и «великой империи». И конечно же Дональд Трамп, наша большая надежда, поддержал Брексит «всей душой» и кидал свою кепочку в воздух. Он даже отправился с визитом в Шотландию, голосование которой как раз и решило исход референдума. Все повторяется в этом мире, напоминает Le Monde.
Бывший премьер-министр Тони Блэр заявил Washington Post кратко, но емко «Я прошу прощения за мою страну». Газета приводит схему, из которой видно, что, вполне закономерно, судьбу Великобритании решили регионы, принадлежащие к наиболее бедным и оттого легко поддающиеся на риторику популизма – богатство и благополучие всегда служат иммунитетом от революций и утопических идей. «Популистская злоба и зависть вновь побеждают по обе стороны Атлантики», - полагает американский политолог Джим Ярдли, видя в британском эксцессе вечную борьбу между богатыми и бедными. «Ожидание беды - это не совсем то, чем попасть в беду»: американцы, тем не менее, надеются, что британцы сами настолько обалдели от собственной лихости, что протрезвеют, поскольку процесс переговоров займет длительное время, процедуры выхода из ЕС весьма сложны и система безопасности достаточно гибкая, и поводов для паники не видят.
В Германии немецкий министр финансов Вольфганг Шойбле кратко сформулировал средство от «вируса популизма»: «In is in, out is out», что можно перевести как «Хочешь кататься – вперед возить самостоятельно свои саночки», пусть урок Великобритании станет уроком другим странам.
Анализировать феномен «Брексит» пока рано. Ситуации, когда люди, размахивая лозунгами «Вся власть нам, а не им»» под предводительством Шариковых разных мастей мчались в светлое будущее, повторяется в истории далеко не первый раз. Можно даже задуматься над цикличностью возникновения в мире Шариковых и готовых за ними следовать Швондеров. Но что-то подсказывает, что Европа уже стала достаточно богатой, чтобы так уж сильно возжелать «все отнять и поделить».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.